Сегодня законодательное собрание Москвы – Московская городская Дума – стало одним из самых тихих и пассивных органов власти столицы. Мосгордума выполняет технические функции, не имеет собственной повестки и не делает политических заявлений, даже провластных. Как получилось, что второй главный законодательный орган России стал настолько инертным?
В прошлом году Мосгордума отметила свое 25-летие. Депутаты организовали выставку «Четверть века на службе столицы» на Страстном бульваре, выпустили юбилейные знаки и медали, провели торжественное заседание. Однако в этом году у Мосгордумы будет еще один юбилей, который, скорее всего, останется незамеченным. В 2019 году исполняется 10 лет с тех пор, как в Мосгордума не было избрано ни одного независимого от мэрии депутата.
Последний созыв, при котором в московском парламенте был политический плюрализм, сложил свои полномочия в 2009 году. В созывах до этого времени в Думе присутствовали не только члены Единой России и коммунисты, но также яблочники и самовыдвиженцы. К выборам допускалось множество кандидатов. Среди независимых депутатов прошлых созывов стоит отметить общественного деятеля и педагога-математика Евгения Бунимовича, уполномоченного по правам ребенка в Москве. Он был автором законов о развитии образования, о безбарьерной городской среде для инвалидов и многих других полезных инициатив. За свои заслуги он был признан даже партией власти и награжден почетным знаком Мосгордумы «За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма».
Однако в последнем созыве таких независимых депутатов уже не было – в значительной степени благодаря избирательной реформе 2014 года, которая укрепила монополию правящей партии. МГИК предложил полностью одномандатную схему выборов, которая усложнила для независимых кандидатов возможность победы. Участие в одномандатных выборах означает борьбу против всей системы в одиночку.
Отсутствие независимых депутатов в Мосгордуме замедлило политическую активность и законодательную деятельность. Это видно из статистики работы III и IV созывов с 2001 по 2009 год, когда в Думе был плюрализм, и V и VI созывов с 2009 по 2019 годы, когда плюрализм исчез. Например, соотношение количества принятых законопроектов к внесенным увеличилось. В более демократических III и IV созывах это соотношение составило 67% и 74% соответственно, тогда как в V и VI созывах – 94% и 89%. Скачок на 20 процентных пунктов может свидетельствовать о том, что законопроекты стали менее прорабатываться, а дискуссии депутатов короче, так как в Мосгордуму начали спускать готовые проекты решений.
Другой пример: за два созыва с 2009 по 2019 годы Мосгордумой было принято всего лишь 10 политических заявлений и обращений по сравнению с 116 заявлениями в период с 2001 по 2009 годы, что в 12 раз меньше. Последнее официальное заявление Мосгордумы было сделано 5 лет назад – в 2014 году с призывом к лидерам Украины. С тех пор никаких политических заявлений не делалось. До 2009 года заявления и обращения принимались ежемесячно.
Таким образом, Мосгордума стала зависимым от исполнительной власти органом. В 2018 году среди 42 принятых законов города Москвы 18 были предложены Мэром Москвы – практически половина. Более того, в 2018 году ни депутаты индивидуально, ни их политические фракции не инициировали ни одного принятого законопроекта. Это свидетельствует о том, что активная законотворческая работа в Мосгордуме отсутствует, а сам орган не выполняет функцию политической платформы для своих депутатов.
Несмотря на это, Мосгордума обладает серьезными полномочиями, наделяющими ее инструментами сдержек и противовесов. Например, она формирует избирательные комиссии, назначает Уполномоченного по правам человека и согласовывает представление на должность Прокурора Москвы. Более того, Мосгордума ежегодно заслушивает отчет Мэра Москвы, может выразить ему недоверие и инициировать голосование о его отзыве.
Сегодня в московской политической системе наблюдается сильный перевес в сторону исполнительной власти. Это обеспечивается полным контролем над судебной системой и законодательными органами. Независимость Мосгордумы могла бы хоть немного изменить эту ситуацию. Однако в текущей политической системе не может быть и речи о том, чтобы городская Дума оппонировала мэрии и правительству. Мосгордума остается техническим институтом столицы, и ее работа не заметна.
Известно ли вам имя вашего депутата Мосгордумы? Если да, вряд ли вы готовы назвать его вашим представителем. Можете ли вы вспомнить хотя бы один закон, принятый Мосгордумой? Помимо громкого закона о реновации, скорее всего, нет. Надеемся, что избирательные кампании этого лета повысят интерес к Мосгордуме и напомнят избирателям о праве на представление интересов на городском уровне. А в некоторых округах будут выбраны независимые депутаты демократических взглядов. Первый шаг к успеху на выборах в городскую Думу – грамотное распределение округов среди таких кандидатов.
