В России возникла парадоксальная и типичная ситуация с голосованием по транспортному налогу. «Единая Россия», изначально активно поддерживавшая транспортный налог и утверждавшая, что ставки повышать не собираются, поменяла свою позицию под давлением оппозиции и угрозой вето Совета Федерации. В итоге они заявили о сохранении ставок налога, но на деле произошло нечто иное.
Ставки налога остались без изменений, действуя с 2003 года, однако субъектам федерации разрешили повышать их не в пять, а в десять раз. Это решение обмануло автомобилистов и транспортные предприятия, поскольку сохраненные ставки лишь создают иллюзию стабильности. Более того, в бюджетах субъектов федерации значились дополнительные поступления от транспортного налога в размере 7,5 млрд. рублей за 2010 год, но никто не стал пересматривать бюджет, чтобы компенсировать выпадающие доходы. Ожидалось, что повышение транспортного налога принесет дополнительные средства, тогда как теперь механизмом для этого стало лишь увеличение возможностей субъектов.
Эта ситуация характерна для «Единой России», и подобные случаи повторяются. Напомним, что аналогичное произошло при рассмотрении бюджета: когда оппозиция настаивала на том, чтобы бюджет не финансировал расходы по докапитализации банков на 250 млрд. рублей, премьер-министр согласился убрать 150 млрд. и направить их на антикризисный фонд. Однако в итоге антикризисный фонд увеличили на 125 млрд. рублей, оставив возможность использования этих средств на докапитализацию банков до 150 млрд. рублей, что было записано в законе о бюджете.
Таким образом, все остались при своих. Несмотря на публичные жесты в сторону оппозиции и общественности, сумма на докапитализацию банков из бюджета составила 250 млрд. рублей, что более чем в 1,5 раза превышает все ассигнования на прикладную и фундаментальную гражданскую науку. Эта тактика—идти, не противореча общественному мнению, и при этом сохранять статус-кво—очень явно прослеживается в текущей политике.