Diletant.media: Петровские ассамблеи: как обязанность веселиться становится традицией

Увеселения, которые Петр I завел при дворе, носили весьма неоднозначный характер, скорее являясь обязательными элементами придворного обихода, нежели приятным времяпрепровождением. Царь составил календарь ежегодных праздников, которые должны были отмечаться всеми придворными вельможами. Петр, отличавшийся бережливостью, не жалел средств на разнообразные фривольные увеселения, включая пьяные гулянья в честь постройки новых кораблей. Часто гости пили до тех пор, пока генерал-адмирал Апраксин не начинал публично плакать, жалуясь на свою судьбу, а светлейший князь Меньшиков валился под стол. За уклонение от подобных торжеств полагался штраф в 50 рублей, который, разумеется, не всегда охотно взыскивался.

Праздничные развлечения иногда превращались в разгульный марафон. Так, по случаю подписания Ништадского мира в 1721 году, когда Россия получила статус империи, Петр устроил семидневный бал-маскарад, проявляя небывалую энергичность, забыв о своих недомоганиях — он пел и танцевал наряду с другими.

Обстоятельства юности Петра во многом определили его стремление «европеизировать» русский быт и включить Россию в число великих мировых держав. На правом берегу Яузы во времена Ивана Грозного проживали иностранцы — англичане, французы, голландцы, шотландцы. Немецкая слобода, названная так из-за «немых» — тех, кто не говорил на русском, была обустроена протестантскими церквями и уютными домами, где иностранцы могли вести свой особый образ жизни, создавая космополитическую диаспору внутри Московского царства.

В Немецкой слободе молодого царя поразила открытость и простота жизни, свободное общение жителей, частые застолья, на которых старики и важные особы курили трубки и пили пиво или вино. Эти мероприятия также посещали женщины, что было недопустимо согласно этике «Домостроя». Один из иностранцев того времени заметил, что «русская боярыня или боярышня» церемонно приветствовала гостей, в то время как от теремных красавиц трудно было добиться больше, чем «да», «нет», «не знаю».

Введение балов-ассамблей стало своего рода культурным «трансфером», попыткой адаптировать западноевропейские социальные нормы к российской действительности. Петр осознавал важность ассамблей в культурных преобразованиях, которые должны были помочь подданным освоить новые модели социального существования и придворный этикет. Хотя идея проведения ассамблей была принесена из Франции в 1717 году, уже в 1714 году прошли первые подобные мероприятия.

Термин «ассамблея» охватывает широкий спектр развлечений петровской эпохи: летом ассамблеи проходили в Летнем саду, зимой — в домах именитых сановников. В.О. Ключевский описывал ассамблей как «биржу, клуб, приятельский журнал и танцевальный вечер» — здесь обсуждали дела, играли, пили и танцевали, без строгих церемоний.

На ассамблеях Петр проявлял себя как гостеприимный хозяин: беседовал с гостями и поднимал тосты. Его харизма была ощутима, и, несмотря на сопротивление внедрению иностранного быта, к концу XVIII века европеизированная модель жизненного уклада стала частью русской культуры.

Ассамблеи сопровождались угощениями: кофе, чай, варенье и мед, а за ужином женщины сидели рядом с мужчинами. С начала регулярного проведения ассамблей в Россию пришла культура светского танца, включая полонез и менуэт. Император также участвовал в танцах, что способствовало укреплению статуса женщин в социуме. Женщины начали обретать гражданские права и чувство собственного достоинства, что впоследствии отразилось в правлении женщин-императриц.

По мнению князя М. М. Щербатова, несмотря на его критику, ассамблеи приносили удовольствие женщинам, ранее почти не имевшим свободы. Смерть реформатора разделила русское общество в сфере развлечений и резко увеличила различия в образе жизни простого человека и дворянства. Привилегированное положение знати стало все более заметным, что в дальнейшем привело к полемике о допетровской и послепетровской России.

В результате, всесословный принцип организации досуга был вытеснен, и дворянство стало проводить политику закрытости. Петр I ввел строгие правила поведения на ассамблеях, выставляя четкие требования к гостям: от соблюдения гигиенических норм до режима потребления алкоголя.

Ассамблеи стали значимым культурным явлением, изменившим не только социальные нормы, но и представления о роли женщин в обществе, что впоследствии отразилось в истории России.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы