На этих выходных я посетил Верхнюю Нормандию, где находилась ферма недалеко от живописных берегов Ла-Манша. Здесь проходил фестиваль под названием «Планетарный сад», организованный Киром Вьясом — специалистом по йоге и аюрведическому лечению, который обосновался во Франции в начале восьмидесятых. На этом фестивале собираются люди, занимающиеся важными делами для человечества: мыслители, артисты, врачи… Не знаю, с чем это связано — то ли с благодатной атмосферой старой фермы, где статуи Будды соседствуют с нормандскими домами и семнадцатого века, то ли с небольшим кругом участников — нас было едва ли сто человек — но я не ощущал никакой недоступности, которая часто сопровождает «интеллектуальную элиту». Основными гостями фестиваля были крестьяне.
Когда я говорю о «крестьянах», имею в виду людей, которые в шестидесятых, в период расцвета химического земледелия, решили свернуть с проторенной дорожки, считающейся «техническим прогрессом». Они отказались от гигантских тракторов и химикатов, сохранив при этом множество традиционных сортов сельскохозяйственных растений, которые были бы невозможны в индустриальном сельском хозяйстве. Десятки лет их соседи, стремясь к прибыли, усмехались и покупали все более мощные машины и удобрения, пока «безумцы», практикующие органическое земледелие, не начали множиться.
Каждый из этих пионеров экоземледелия — это отдельная история. Пьер Раби, родившийся незадолго до Второй мировой войны в Алжире, стал ярким примером. Его отец, музыкант и кузнец, потерял ремесло из-за индустриализации, а Пьер оказался в приемной французской семье и посещал мусульманскую школу. Сложившаяся ситуация привела к его обращению в христианство, что стало причиной разрыва с отцом. Когда в 1954 году в Алжире началась война, юноша вынужден был бежать во Францию.
Поначалу его жизнь складывалась как у сотен тысяч других иммигрантов, стремящихся к лучшей жизни в «метрополии» — работа на заводе, жизнь в пригороде. Однако, устроившись в Иль-де-Франс, он встретил свою будущую жену Мишель и вскоре ощутил дискомфорт в городской жизни. Пьер, несмотря на признание как хорошего работника, чувствовал себя «винтиком» в системе, для которой существовали только цифры. В 1958 году он и Мишель решили перебраться в глубинку, где, как шутит Пьер, «1968-й год наступил на десять лет раньше». Однако и в деревне они столкнулись с проблемами: соседи, стремящиеся к прибыли и субсидиям, продолжали увеличивать использование удобрений и отказывались от традиционных сортов.
Пьер стал «белой вороной», но, с каждым годом, его упорство привело к успеху. С 1968 года, когда часть молодежи из Парижа вернулась к земле, он начал помогать своим соседям. После десяти лет работы в качестве земледельца его пригласили возглавить программу по агроэкологии в CERFA — Центре сельского образования и прикладных исследований. В 1980-х Пьер вернулся в Африку, где его пригласили участвовать в восстановлении традиционного земледелия в Буркина Фасо. После этого к нему обратились крестьяне из Марокко, Палестины, Туниса и других стран.
В 1990-х Пьер работал над разработкой Конвенции по борьбе с опустыниванием, основывая ассоциацию «Земля и человечность», которая продвигала экологическое земледелие в развивающихся странах. Раби не просто «крестьянин без границ», как он сам себя называет, он также автор множества книг, в которых исследует связь между гуманитарным кризисом и утратой уважения к земле. Он подчеркивает, что слова «человек», «человечность», и «почва» имеют общее коренное значение.
Для Пьера и его единомышленников политика — это не что-то чуждое или недостойное. Политика, по его мнению, подразумевает активное участие граждан в жизни государства. Учитывая современные реалии, он считает, что возделывание земли — это уже политический жест сопротивления, поскольку у большинства людей отнята возможность заниматься этим. В 2002 году Пьер запустил собственную кампанию по выдвижению на должность президента, собрав 184 подписи мэров, хотя и не надеясь на успех. Но его усилия не прошли зря: проблемы сельского хозяйства стали обсуждаться в обществе более активно.
Идеи Пьера Раби продолжают жить и развиваться, вдохновляя новые поколения на возвращение к земле и экосознанию, что остается актуальным и важным в нашем будущем.