25 апреля запланирован визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Южную Осетию и Абхазию – впервые в эти регионы. Программа поездки, естественно, обнародуется без особых подробностей, однако объемы помощи, оказываемой России этим странам, делают визит весьма значимым. Что скрывается за неопределенной фразой «развитие сотрудничества в различных областях», и что такого необходимо России, чтобы направить в регионы Лаврова?
Очевидным аспектом визита является знакомство с ходом восстановления инфраструктуры в Абхазии и Южной Осетии на российские средства, что, безусловно, не входит в непосредственные обязанности министра иностранных дел. Однако российские инвестиции в Южную Осетию с 2008 по 2010 годы составили 14,2 миллиарда рублей. В 2011 году республике было выделено еще 6,8 миллиарда рублей. Следовательно, на данный момент Россия вложила в Южную Осетию не менее 21 миллиарда рублей. К тому же в ходе ратификации межправительственного соглашения между РФ и Южной Осетией депутат Валерий Селезнев заявлял, что именно через Минрегионразвития было вложено около 28 миллиардов рублей.
При численности населения Южной Осетии в 72 тысячи человек, на каждого жителя в среднем приходится 77 777 рублей, выделенных из федерального бюджета. В Абхазии с 2008 года было выделено более 13,5 миллиарда рублей, что составляет около 11 117 рублей на человека при населении около 243 тысяч. Если Абхазия близка к уровню дотационности Чечни (13 021 рубль на человека), то Южная Осетия обгоняет все регионы РФ, кроме Камчатского края, которому выделяется 86 957 рублей на человека.
Вопросы о прозрачности распределения и использовании этих средств остаются актуальными. Так, председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин подчеркивал, что в Абхазии отсутствует эффективная бюджетная организация. В отчете о проверке с января 2009 по октябрь 2010 года были выявлены нарушения на сумму 346,759 миллиона рублей. Руководство Абхазии отрапортовало о планах исправления ситуации, однако конкретные данные предоставлены не были, что вызвало критику со стороны оппозиции.
Так, лидер Фронта национального единства Абхазии Рауль Хаджимба привел примеры нецелевого использования средств, такие как общественный туалет в селе Члоу с проектной стоимостью 10 000 долларов. Местные блогеры также высказывают недовольство, считая российско-абхазское сотрудничество коррупционным сговором.
Что Россия получает взамен выделяемых миллиардов рублей, часть из которых может расходоваться не по назначению? Вспомним историю с проектом соглашения о передаче в собственность России имущества в Гагре, Мюссере и Пицунде, где расположены дачи советских политиков. Премьер-министр Владимир Путин поручил подписать соглашение о передаче России нескольких объектов общей площадью более двухсот гектаров.
Обсуждение этого соглашения в Абхазии вызвало бурные дискуссии. Многие жители недоумевают, как при значительной финансовой помощи возникает необходимость передачи территории. Адвокат Тамаз Кецба отметил, что «помощь оказывается безвозмездно», а процесс передачи земли выглядит как противоположный.
Любопытно, что Абхазия не готова принимать все предложенные «изменения». Переговоры о демаркации границы между Россией и Абхазией обернулись серьезными разногласиями. Россия предъявляет претензии на часть Гагрского района, в то время как официальные лица Абхазии отказываются принимать такие условия. Вопрос о границе поднимает серьезные споры, поскольку исторически село Аибга разделяло российскую и грузинскую стороны.
Темы, касающиеся грузино-абхазского конфликта и роли России, остаются актуальными для общественности. Пользователи сети обсуждают важность сохранения собственных интересов, напоминают о сложностях, которые возникают в этом контексте.
Нельзя не упомянуть и югоосетинское направление, где также актуальны вопросы о целевом использовании российских средств. Программа социально-экономического развития Южной Осетии включает более 200 проектов, связанных с инфраструктурой, образованием и здравоохранением, однако ей сопутствуют обвинения в коррупции. Эти вопросы стали лейтмотивом пресс-конференции в Москве в августе 2010 года, где бывшие функционеры говорили о выдавливании российских специалистов из региона.
Таким образом, визит министра Лаврова в Южную Осетию и Абхазию обещает стать важным этапом в отношениях России с этими регионами, однако остаются открытыми вопросы о целесообразности помощи и ее дальнейшего использования.