Брендирование продукции с Северного Кавказа, трудовая миграция, инновационные проекты, преобразование курортных территорий в особые экономические зоны, истоки всплеска терроризма в Приэльбрусье и ужесточение контроля со стороны федерального центра — эти темы стали основными в недавно опубликованном интервью полпреда президента на Северном Кавказе и вице-премьера российского правительства Александра Хлопонина.
Интервью, которое вызвало широкий резонанс в масс-медиа и блогосфере, освещает важные аспекты развития региона, включая создание торгового бренда Северного Кавказа. По словам Хлопонина, продукция, качественно произведенная в этом регионе, должна получить свой уникальный бренд, который будет ассоциироваться с экологически чистыми и правильными продуктами.
«Мы хотим, чтобы продукция с Кавказа продавалась как самая экологически чистая. Наша задача — создать и раскрутить этот бренд», — отметил полпред. По его словам, в этом процессе будут участвовать не только крупные производители, но и мелкие фермерские хозяйства. В Ставрополе планируется создать логистический центр, который будет заниматься приемом, переработкой и упаковкой продукции.
«Витамины, которые мы собираем, будут продвигаться под брендом «Экологически чистая продукция с Кавказа»», — добавил он. Александр Хлопонин сообщил о поддержке этой идеи со стороны Виктора Зубкова, вице-премьера, ответственного за сельское хозяйство. К сроку окончания второго квартала текущего года должна быть подготовлена программа с четким планом действий и бюджетом.
Однако полпред выразил недовольство работой Министерства сельского хозяйства России, отвечающего за создание единого сельскохозяйственного бренда, отметив, что незавершенность документации вызывает серьёзные вопросы.
Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года включает создание особых экономических зон в курортных территориях. Хлопонин сообщил, что в число этих территорий планируется добавить Кавказские Минеральные Воды. «Создана управляющая корпорация «Курорты Северного Кавказа», в бюджет которой заложено 60 млрд рублей на развитие инфраструктуры», — подчеркнул он.
Полпред отметил, что концепция налогового послабления для северокавказских ОЭЗ отличается от ситуации в Сколково. Здесь государство будет снижать налоговую нагрузку и вкладывать средства в инфраструктуру, что является важнейшей частью развития региона. Начавшая свою работу в феврале 2011 года ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» будет содействовать в реализации курортных и инфраструктурных проектов.
«Основной инструмент поддержки — это госгарантия на 50 млрд рублей, что поможет разделить риски с инвесторами и банкирами», — добавил Хлопонин. Он также отметил, что республики региона подготовили проекты на сумму порядка 1,4 триллиона рублей, хотя экономическое обоснование многих из них подлежит улучшению.
Хлопонин уверен, что выведенная на полную мощность курортная инфраструктура сможет привлекать 2,5 миллиона туристов в год. «Это абсолютно реально. Мы создаем единую систему управления курортами и приглашаем частных инвесторов для строительства санаториев и развития туристической инфраструктуры», — сообщил он.
Тем не менее, привлечение частных инвестиций представляет собой серьёзную проблему. По словам полпреда, многие успешные уроженцы Северного Кавказа не спешат вкладывать средства в развитие своих родных земель. «Многие богатые выходцы с Кавказа в Москве считают, что они умнее Папы Римского. Чтобы они вложились в свою территорию, их нужно уговаривать», — подчеркнул Хлопонин.
Полпред также указал на отсутствие четкой туристической концепции и недостаточную работу по использованию национального колорита в инвестиционных проектах. «Мне встречались архитекторы, занимающиеся проектированием отелей, которые отметили, что в Сочи строятся очередные европейские курорты, не имеющие уникальности. Кавказ обладает величественными природными и культурными ресурсами, и это необходимо использовать», — добавил он.
Интерес к инвестициям проявляют и российские бизнесмены, включая тех, кто известен как «олигархи с Кавказа». Хлопонин уверен, что для успешного развития курортных зон необходимо создать привлекательные условия для инвесторов и чётко прописать концепцию туристического привлекательности региона.
Таким образом, вопросы брендинга, привлечения инвестиций и создания особых экономических зон стоят в центре обсуждения, которое, безусловно, определит будущее Северного Кавказа.
