На высоком берегу Камы majestically возвышается здание купца Н.В. Мешкова, построенное в первой четверти XIX века. Это строение недавно было великолепно отреставрировано и в настоящее время служит краеведческим музеем. В его составе имеется веранда — летнее кафе с завораживающим видом на реку. Четыре дня назад я сидел на этой веранде с друзьями, наслаждаясь чешским пивом…
Сегодня мало кто помнит, что в этом здании на протяжении почти всего XX века располагалось Камское речное пароходство, второе по мощности в СССР. Стоит пройти сто метров крутого спуска вниз к реке, и мы окажемся у монументального здания — бывшего Речного вокзала Перми, возведенного в 1940 году. От вокзала осталось лишь несколько деталей: будка с кассиром и прогулочные трамвайчики. Однако в здании уже два года расположен музей современного искусства «PERMM», являющийся наглядным свидетельством «пароходства», точнее его памяти. Ищите и вы найдете не только очевидные, но и менее заметные следы его существования!
Общество с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Камское речное пароходство» завершило 2010 год без прибыли. Штат компании составляет 35 человек, а главный акционер находится в Эмиратах. Уставный капитал составляет всего 267509 рублей. Писать о том, как делили и уничтожали это пароходство и порт, как выводили активы в офшоры, банкротили производства и не выплачивали зарплаты, не имеет смысла — все уже об этом знают. За исключением разве что единиц, которые до вчерашнего дня думали, что на реках плавают суда, похожие на их яхты, построенные на верфях Proteksan-Turquoise в 2009 году по проектам Паоло Кальяри и Жана Ги Верже.
О главном акционере (так и хочется вписать слово «мародёр») можно сказать лишь одно: типичная биография учителя физкультуры, который начал с серого импорта американского автопрома и удачно вписался в формулу «после нас хоть потоп». Для желающих ознакомиться с историей — достаточно поищите подробности по годам. Копать здесь можно бесконечно, но новые факты не появятся. Мы все знаем, где живем и по каким правилам.
Интересуетесь, в какую сторону наклоняется судно? Это не математическая задача тысячелетия. С одной стороны — ёмкость с горючим (сейчас цена на него непомерная и заправлено по минимуму), с другой — ёмкость с отходами (сброс фекалий обходится бесплатно). Сливать отходы тоже стоит денег, проще дотянуть до места, где либо дешевле, либо абсолютно бесплатно. Балластная система на бумаге исправна, но в реальности все может оказаться иначе — это второе смертельное правило в России. А если согласно теореме метацентрической остойчивости судна создается наводнение — что-то идет не так.
Кто сказал о «старом корыте»? На Миссисипи до сих пор курсируют колесные пароходы позапрошлого века, и для судна полвека не является сроком. Главное — это опыт хозяев и команды, эксплуатирующей его. Перегруз в несколько десятков человек? Это ничто. Или же использовать туроператора в качестве козла отпущения. В Отечественную войну суда переделывали под госпитали и перевозили тысячи вместо положенных сотен. Пара дополнительных тонн для корабля, как дамская заколка для взрослого мужчины. Но имеет ли это значение сегодня? Тех, кто ушел на дно Волги, уже не вернут живыми.
Очередная дань — мы снова платим за людоедскую систему, которую сами построили и терпим. Доколе? От купца Н.В. Мешкова в Перми остались только пароходство и прекрасный особняк, а что останется от нынешних пароходчиков, владельцев шахт и ресторанов? Пока остаются только трупы. Если что-то и останется, то не здесь. Там, где они стремятся — новые яхты, новые дома, работающие заводы и профсоюзы. Политики и суды никогда не вернут им то, что они опустошили, потому что по закону всё выносят отсюда. Нет, это не похоже на страну. Это больше похоже на город, который отдали на разграбление варварам.