Сегодня я побывал у Финляндского вокзала, где выступал на митинге в защиту образования и науки. К сожалению, среди депутатов ЗАКСа не оказалось никого, кроме меня. Я вспомнил мысль, заимствованную из письма известного московского учителя Леонида Кацвы, и изложил ее: в свете скандалов вокруг «слитых» вариантов ЕГЭ выпускники получили последний школьный урок: ВЫГОДНО БЫТЬ НЕЧЕСТНЫМ. Честный подход становится невыгодным, потому что ты заведомо проигрываешь тем, кто ведет себя нечестно. Этот урок, в отличие от многих других, дети запомнят навсегда.
Где же пламенные защитники ЕГЭ, которые годами уверяли нас в преимуществах этой системы? Молчите, или, возможно, перечитываете Латынину, которая с привычным апломбом утверждает, что альтернативы ЕГЭ не существует, а вся критика — это демагогия? Мы, скептики, предупреждали: именно так и будет! Спрос неизбежно порождает предложение, и если материалы ЕГЭ могут быть украдены и проданы, они обязательно будут украдены и проданы! Но наши предостережения не были услышаны. Нас отмахивались, называли ретроградами и консерваторами, желающими сохранить систему поступления в вузы с взятками и «блатом». Мы настаивали на необходимости изменений, но только в сторону улучшения, а не на усугублении коррупционных рисков.
Что мы видим сейчас? В стране почти миллион выпускников, представляете, какие деньги сейчас делаются на продаже материалов ЕГЭ? Миллиарды рублей! На митинге выступал мой давний знакомый, заслуженный учитель России Сергей Рукшин, который воспитал двух лауреатов Филдса — Григория Перельмана и Станислава Смирнова. Он сообщил, что за неделю до начала ЕГЭ ему звонили родители, которым предлагали купить полный пакет ЕГЭ за 25 тысяч рублей по каждому предмету. Обещали 100-процентную гарантию, что все будет настоящим. Кто бы мог усомниться…
Происходящее — это национальная катастрофа. Через пять лет вузы выпустят людей, которые сейчас купили или списали ЕГЭ (если они вообще не вылетят на первой же сессии). И эти люди будут учить, лечить, составлять бизнес-планы, проектировать мосты и тоннели, работать следователями и прокурорами, строить дома и разрабатывать лекарства. Если мы действительно хотим, чтобы у нашей страны было будущее, необходимо немедленно менять систему. Хотя бы в образовании.