Глокая куздра

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.

Осенью 1925 года в Институте истории искусств языковед Лев Владимирович Щерба провел лекцию по курсу «Введение в языкознание», где предложил разобрать фразу «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Хотя у этого выражения нет канонического смысла, привычные формы языка позволяют понять, что некий персонаж что-то сделал с другим персонажем и выполняет действия с его детенышем или маленьким представителем того же сообщества. Смысл может быть разнообразным: добрая женщина накормила путника и заботится о его ребенке… Или наоборот: злая волчица укусила козла и ловит козленка… Важно то, что действия персонажей остаются неясными.

Можно сказать, что нашу куздру не упрекнешь в излишней доброте. Я постоянно пытаюсь найти смысл в действиях куздры, несмотря на собственное раздражение. И нахожу один: стремление удержать статус-кво любой ценой. Куздра предпочитает сладко спать, сытно есть и наслаждаться жизнью. Более того, она не хочет расставаться с этим образом жизни. А кто не согласен — тот будет будлать и курдячить.

Вспоминая довлатовское: «Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?..» — можно сказать, что куздра — это мы с вами. Другое дело, что наша куздра не возникла за одну ночь, а выросла на фоне нашего равнодушия и занятости другими делами, потому что всегда казалось, что на баррикаду должны идти другие.

Готовя проект об истории диссидентского движения в СССР, я вижу множество выводов и параллелей. Первое: куздра — это страшно. Ты играешь с ней в шахматы, а она с тобой в ножички. Она не соблюдает никаких правил игры, законов или международных соглашений, когда чувствует угрозу. Человек, решивший выступить против нее, всегда рискует. У куздры есть множество способов создать своих последователей: не только естественным образом, она как вампир превращает других в себе подобных, используя пряник и кнут, страх и подкуп, лесть и власть.

Мелкие куздры не менее страшны, чем большая, потому что они понимают, что на них есть управа, и стараются куздрить, пока не настала их очередь. Все куздры, большие и маленькие, не знают понятия приличия, чести или достоинства, хотя часто понимают, когда их пытаются ущемить, и могут действовать превентивно.

Куздра не любит неприятные слова о себе. Она проникает во все сферы общества, и служители закона вместо соблюдения закона начинают куздрить, охранители права вместо защиты закона делают то же самое, а законотворцы вместо создания законов куздрят напропалую. Министры, директора, губернаторы, врачи, военные, деятели искусств… Все они теряют человеческий облик, и их куздрячая сущность становится очевидной.

Они живут с семьями, которые тоже подвержены куздре, потому что в противном случае давно бы покинули образовавшееся чудовище. Они улыбаются своим детям, понимая, что действуют против совести. А если кому-то не нравится — дорога открыта, и не стоит обманывать себя патриотизмом, ведь куздры это хорошо знают. Существуют законы «не мочись против ветра», есть кутузка и порог.

Куздры время от времени устраивают игры как с ближними соседями, так и с дальними — зарубежными партнерами. Они произносят разные слова, заключают сделки, сближаются и расходятся, перенаправляя финансовые потоки. Не-куздры не вписываются в их мир, и им не место в нем. Их задача — просто не мешать куздрам, даже когда последние отнимают чужое суверенное пространство.

Куздры стараются скрывать негативную информацию о себе, а если она появляется, то врут в глаза. Мы не можем быть уверены, что человек, которого приводят к министру внутренних дел, действительно преступник. Никто не отвечает за клевету и ложь, и не лишается мантии нарушающего закон судьи.

В конце концов, настоящие не-куздры — это те, кто не позволил себе бояться куздр и рисковал, чтобы остаться верными своим убеждениям, готовыми оказаться в психушке, ссылке или даже на кладбище за свою небоязнь. С точки зрения человечности, это странно: идеи важны, но как же инстинкт самосохранения? Вот так. Зато лицо в зеркале не становится куздрячьим.

Оцените статью
Ритм Москвы