Ничто в нашей России так не возбуждает, как уголовное дело. Скандальное арестное преследование экс-замминистра просвещения Марины Раковой, а также бывших и действующих руководителей государственного Фонда новых форм развития образования и Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинки») привлекло пристальное внимание к суровой межклановой борьбе в образовательной отрасли.
Одни аналитики рассматривают это как принципиальное противостояние «скрепоносных» сил, стремящихся запереть Россию в образовательном гетто, и открытых внешнему миру образовательных институтов, таких как «Шанинка». В свою очередь, другая точка зрения указывает на то, что за силовым давлением на г-жу Ракову и Ко стоит могущественное издательство «Просвещение», стремящееся укрепить свою фактическую монополию на многомиллиардном рынке учебных пособий.
Многие наблюдатели полагают, что погром в образовательных средах далеко не завершен. В этом контексте возникает вопрос о том, что именно вызывает такую остроту ситуации. По мнению некоторых экспертов, главная проблема российского образования заключается в том, что его философия и содержание принадлежат стремительно уходящему прошлому, что не соответствует потребностям нарастающей Эпохи Возвращения.
Эта эпоха, идущая на смену Просвещению, начавшемуся в 1789 году с Великой Французской революцией, требует переосмысления основных ценностей. Рассмотрим четыре ключевые формулы, которые, по нашему мнению, будут определять эту Эпоху Возвращения:
A) Человек не может обходиться без Бога, как минимум — идеи Бога.
B) Все острые противоречия предыдущих эпох подлежат диалектическому преодолению, включая противоречия между наступающей и уходящей эпохами.
C) Роковые страсти, толкающие к конфликтам, растворяются в компромиссах, что значительно изменяет их характер.
D) Важнейшая цель человека в жизни — преодоление Одиночества, которое усугубляется просвещенческим Бегством от Творца.
В рамках Эпохи Возвращения выделяется ряд смысловых приоритетов, отражающих основные элементы новой повестки:
- Преодоление великого разрыва между научным и религиозным познанием, поскольку они не противостоят друг другу, а формируют единый механизм восприятия мироздания.
- Примирение различных форм человеческого опыта, ранее считавшихся несовместимыми, включая рациональный и нуминозный опыт.
- Легитимация воображения как одной из форм познания, что открывает новые горизонты для человеческого опыта.
- Диалектическое снятие противоречий между крупнейшими мировыми религиями, в которых каждый путь познания заслуживает уважения.
- Уход от идеологического разделения «левых» и «правых», направленный на создание новой политической матрицы, учитывающей как будущее, так и прошлое.
- Понимание органической связи человека с его временем и местом в истории, что подчеркивает важность ментально-культурной идентичности.
Эти приоритеты создают основу для нового взгляда на развитие общества и образования, предлагая подходы, которые отвечают вызовам современности. Лишь так Россию ждет успешное движение вперед в Эпохе Возвращения.