Станислав Белковский: Высоцкий и Пушкин

О великом русском поэте XX века по случаю 80-летия

Владимир Высоцкий считается последним поэтом XX века, которого признали великим. Это признание не произошло при его жизни, что было бы абсурдно, да и после смерти оно не стало мгновенным. В конце 1980-х, в разгар эпохи перестройки, вдруг стало очевидно, что позднесоветский народ говорит языком Высоцкого, и наоборот. В январе 1988 года, когда отмечалось его 50-летие, его сравнили с Пушкиным, подчеркивая его значимость. Однако к 80-летию Высоцкого подобного хайпа, вероятно, не будет. Поэтому стоит рассмотреть его как поэта, отразившего суть русского духа.

«Поэт в России — больше, чем поэт» — эта фраза обросла банальностью, но, как и любая банальность, она имеет свою правду. Поэт — это не просто человек, пишущий стихи, а некое существо, находящееся на грани живого и неживого. Человеческое и нечеловеческое в его природе неразделимы, как божественное и человеческое в Иисусе Христе. Основные характеристики русского поэта можно описать так:

  • Тяготение к смерти, которое может привести к самоубийству;
  • Ясное понимание момента своей смерти.

Это предопределено внутренними противоречиями, которые могут конфликтовать с внешним миром — личной жизнью и социальной реальностью. В этом контексте саморазрушение Высоцкого является закономерным путем, который нельзя осуждать, но можно оплакивать. Он интуитивно ориентировался на своего предшественника — Александра Пушкина, эталонного самоубийцы русской поэзии.

Марина Влади, в своей книге «Владимир, или Прерванный полет», описывает, как Высоцкий был одержим Пушкиным: «Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, — это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и перечитываешь, — это книги Пушкина». Высоцкий чувствовал, что Пушкин вмещает в себя все достоинства, к которым он стремился.

Известно, что Пушкина отказались отпевать в церкви при Исаакиевском соборе из-за его статуса самоубийцы, и только по указанию Николая I его похоронили в Конюшенной церкви. Современники утверждали, что Пушкин сам подталкивал к смерти, вызывая на дуэль Дантеса, который стал инструментом его ухода из жизни. Его поэзия, начиная с «Евгения Онегина», полна пророчеств о самоубийстве.

Таким образом, можно провести аналогию между Пушкиным и Высоцким. «На свете счастья нет, но есть покой и воля» — слова, которые прекрасно отражают философию их жизни. Если Пушкин искал свободу в смерти, то Высоцкий проявил ту же жажду к жизни, но чувствовал, что уходит от нее.

Юрий Лотман в своих размышлениях о русской культуре подчеркивает, что смерть для поэта была единственным способом вырваться из-под власти империи и бюрократии. Это стремление к свободе через смерть было общей чертой русской поэзии.

Волнующие строки Высоцкого о жизни и смерти также напоминают о Пушкине: «Смешно, не правда ли, смешно?..» — это отражает схожие мысли о том, что жизнь и смерть тесно переплетены.

Высоцкий, как и Пушкин, ощущал давление социальных норм и жажду свободы. Он в своих стихах создает образы борьбы, внутренней свободы и стремления к жизни. Тем не менее, ему, как и Пушкину, было предначертано столкнуться с трагическими последствиями своих внутренних конфликтов.

Таким образом, отмечая 80-летие Высоцкого, мы должны помнить о том, что он оставил глубокий след в русской культуре, начиная с его поэзии и заканчивая актерским мастерством. Он создал уникальные образы, которые навсегда останутся в истории.

Хотя список великих русских поэтов не исчерпан, имя Высоцкого по праву занимает в нем важное место. Он остается великим голосом, который продолжает говорить о жизни и свободе, о любви и смерти, о внутреннем и внешнем конфликте. В день его последнего расставания с женой он сказал: «Не плачь, еще не время».

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы