Юрий Белановский: Благотворительность не может без государственной власти и даже без Путина

Снова разгорелась дискуссия о благотворительности и власти, особенно в контексте детской онкологии и фонда «Подари жизнь». Чем больше общество узнает о благотворительности и формирует личное ответственное отношение к сиротам, больным, бездомным и заключённым, тем лучше для всех! Я хотел бы поделиться некоторыми аспектами из опыта работы в благотворительном сообществе, чтобы устранить возможные иллюзии. Благотворительность сегодня не может существовать в отрыве от властей и даже от президента. И вот почему:

1. По своей природе благотворительность и фонды – это точки концентрации и перераспределения общественных ресурсов, а государство является одним из общественных институтов. Ресурсы включают не только деньги, но и людей, связи, опыт. Свободные ресурсы аккумулируются в фондах на основе доверия, что средства пойдут на помощь тем, кто столкнулся с бедой. Доверие здесь почти равнозначно эффективности и честности. Эта схема делит людей на две группы: тех, у кого есть ресурсы, и тех, у кого их нет. Более того, в большинстве случаев ресурсодатели для фондов – это «черные ящики», выдающие деньги и принимающие отчеты. Кто такой жертвователь и откуда деньги – неизвестно. Исключение составляют лишь крупные чиновники, бизнесмены или медийные личности, которые привлекают внимание СМИ, но это не столь важно. Большая часть пожертвований даже самого известного фонда остается скрытой, известные личности – это лишь вишенки на торте. Таким образом, благотворительность является неотъемлемой частью общества и может иметь разные национальные, религиозные и политические окраски. Но оттенки не имеют значения, если фонд честно выполняет свою работу и эффективно расходует ресурсы, отчитываясь публично.

2. Каждая благотворительная организация имеет свой устав, что предполагает определённую аудиторию подопечных и профессиональные рамки. Помощь не может быть рассеянной. В этом свете одна беда и конкретный благотворительный фонд часто находятся в разных плоскостях. Тот, кто помогает онкологическим больным, не может поддерживать беженцев или погорельцев. В глобальном смысле это, возможно, плохо, но, увы, такова реальность.

3. В России большинство благотворительных организаций служат дополнительным сервисом к государственным системам здравоохранения, соцзащиты, образования и правоохранительным органам. Благотворительность не может существовать без близкого и профессионального сотрудничества с больницами, детскими домами, органами соцзащиты и т.д. Более того, те благотворительные организации, которые стремятся к комплексной помощи, не могут обойтись без взаимодействия с властями на различных уровнях. Открыть детский дом для умственно отсталых или новое отделение в больнице без участия государства невозможно! Проблема не в том, что фонды сотрудничают с госвластью, это делает большинство серьёзных организаций. Проблема в том, что многие воспринимают фонды слишком узко, ограничиваясь только адресной помощью.

4. Подавляющее большинство благотворительных организаций так или иначе пытаются привлечь государственные деньги или ресурсы. Это касается различных грантов, субсидий, конкурсов. Кто-то получает финансирование на проекты, кому-то предоставляется помещение, чью-то рекламу размещают на билбордах, проводятся благотворительные марафоны и т.д. Нравится это нам или нет, но сегодня общественного участия не хватает, особенно в регионах, где люди менее обеспечены. В небольших городах часто просто нет источников финансирования и волонтеров, кроме как из местных учебных заведений. Например, наше волонтерское движение «Даниловцы» за 7 лет существования получило всего два небольших гранта. Но мы благодарны за них и будем стараться получать новые, это для нас важно.

5. В заключение, государственная власть и сам президент – это также законы, и иногда эти законы касаются благотворительности. Вспомним такие законы, как «об иностранных агентах», «Димы Яковлева» и проект закона о волонтерстве. Хотя при их принятии государственная власть вряд ли думала о благотворительности, единственный способ смягчить последствия старых инициатив или повлиять на новые – это диалог с властью. И иногда этот диалог действительно работает. Вспомните хотя бы закон о редких лекарствах.

Оцените статью
Ритм Москвы