Сторонники антимитингового закона в России ссылаются на опыт других стран, используя при этом цитаты из законодательств Франции, Италии, Японии и некоторых американских штатов. Часто акцентируется внимание на жестких или нелепых аспектах этих норм. В итоге складывается впечатление, что российский закон представляет собой некий коктейль из самых негативных примеров, найденных по всему миру.
Особенно интересны ссылки на итальянское законодательство. Комментарии зачастую опираются на закон Р.Д. № 773 от 18.03.1931, который был принят в эпоху Муссолини. При этом стоит отметить, что существует Закон об охране общественного порядка от 1975 года, в котором четко прописаны требования к митингам и шествиям. Данный закон основан на статье 17 Конституции Италии, гарантирующей гражданам право мирно собираться без оружия.
В первом пункте указано, что для проведения собраний, в том числе массовых, не требуется никакого согласования или уведомления властей. Однако, если речь идет о митинге в общественном месте, например, на площади или в парке, где могут находиться обычные граждане, организаторы обязаны уведомить полицию минимум за три дня до мероприятия. Заявку можно отправить по почте или факсу, указав цели и характер манифестации, время, место, маршрут, состав и число участников, а также способ связи с организаторами.
Теоретически организаторы могут получить ответ о невозможности проведения мероприятия в определенное время или месте, но должны быть указаны серьезные причины. В этом случае начинаются переговоры или готовится новая заявка. Ответственность за превышение числа участников законом не предусмотрена, а содержание лозунгов и призывов регламентируется уголовным законодательством.
Что касается ущерба здоровью людей или материального вреда, ответственность также наступает в соответствии с уголовным кодексом, а не законом о митингах. Более того, митинги и собрания, связанные с выборами и их итогами, не подлежат действию Закона об охране общественного порядка. Такие мероприятия можно проводить в любое время и в любом месте без предварительного уведомления властей.
Тем не менее, практика показывает, что организаторы по собственной инициативе сообщают властям о крупных предвыборных митингах, так как это помогает решать вопросы по охране порядка, правильной организации движения и так далее.
