Вчера в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что были окончательно утверждены нормы беспошлинного ввоза посылок в Россию. Некоторые авторы проекта даже говорят о «компромиссном» варианте, который «устроит всех». Однако на деле оптимизма ситуация не вызывает.
Во-первых, основной пункт, из-за которого крупнейшие международные перевозчики отказались работать с нашей страной, остался. Посылки стоимостью выше 150 евро (или 7000 рублей) можно будет ввозить в страну только при уплате 30% пошлины. Причем самое серьезное не в цене, а в ужасной бумажной волоките, которая сопровождает этот процесс.
Хорошая новость заключается в том, что ограничение пересмотрели, и теперь оно касается не всех посылок, пришедших на ваше имя в течение месяца, а только конкретных. То есть в сумме может быть сколько угодно, но одна посылка не должна превышать 150 евро, чтобы не облагаться налогом.
В результате возникают две проблемы. Первая — теперь не получится покупать iPhone и iPad по ценам, близким к американским, и крайне далеким от официальных цен в России. Например, разница в цене для некоторых моделей может достигать 40%. Вторая проблема — даже если вы готовы оплатить 30% пошлины, встает вопрос доставки. Крупные перевозчики отказались работать с нами, а качество и скорость услуг Почты России ставят под сомнение целесообразность покупок. Можно сразу заказывать два аналогичных устройства, чтобы к концу года, возможно, пришло хотя бы одно.
Что же изменилось? Ничего. Товаров, которые стоят дешевле 150 евро и которые будут заказывать через интернет, не так уж много. Разница между закупкой на 150 евро в месяц или 150 евро за одну посылку, скорее всего, будет незаметной. Если бы упростили процедуру таможенного оформления, это могло бы как-то облегчить ситуацию, так как решился бы хотя бы вопрос доставки.
Единственная цель любой организации — предоставлять услуги людям. Это замечание было сделано Роном Хаббардом еще в 60-х годах XX века и с тех пор не утратило актуальности. Государство — это тоже организация и должно предоставлять услуги населению. Но кому выгодно данное решение? Потребителю или продавцам? Определенно нет. Казне? Не смешите меня. Наш народ никогда не стремился платить лишние налоги и сейчас не ринется в их уплату.
Либо люди перестанут покупать, либо появятся «челноки», как в 90-е, которые будут везти товары из-за границы. Кроме того, как было уже отмечено, главная проблема — доставка. Почтой России человек в здравом уме не станет отправлять что-то дороже 100 долларов. Поэтому о миллиардах таможенных сборов можно забыть.
Может быть, Почта России, ставшая монополистом на этом рынке? Тоже нет. Если организация не справляется с уже существующим потоком посылок, то увеличение этого потока даже на 10-15% может вызвать коллапс. Понятно, что с ростом оборота с 5,6 до 38 миллионов рублей за два года возникает желание поучаствовать, но зачем же делать это так глупо?
По мне, это больше всего напоминает старую поговорку о подпиливании сука, на котором человек, а в нашем случае правительство, сидит.