Андрей Ольштынский: Спектакль В. Мирзоева «Я убил царя» приобрел общественное звучание

28 сентября я направился на «Площадку 8/3» для просмотра спектакля «Я убил царя». Мое внимание привлекли несколько факторов: во-первых, режиссер В. Мирзоев, один из наиболее известных театральных мастеров столицы; во-вторых, участие выдающейся актрисы Е. Кореневой; в-третьих, знаменитое театральное пространство «Площадка 8/3», на которой ранее выступал легендарный Театр.doc. Несмотря на «тяжесть» обсуждаемой темы, я ожидал изысканного театрального действа и приятной встречи с интеллигентной московской публикой.

Однако, оказавшись в театре, я понял, что попал не столько на спектакль, сколько на современный хэппенинг. Содержательную часть спектакля уже детально описали в различных изданиях. Это набор монологов свидетелей и соучастников расправы над Николаем II и его семьей. Особенность этих монологов заключается в их доверительной, исповедальной манере. Расправа над семьей Николая II не была мгновенным актом насилия – это было садистское издевательство на протяжении нескольких месяцев. Именно об этом спокойно и без всякого сожаления повествуют герои спектакля, делая это с безразличием, как будто рассказывая о приготовлении обеда.

Суть спектакля, на мой взгляд, заключается в этом. Идея достаточно проста. Сценическое пространство лаконично, подчеркивающее основную задумку. Действие происходит на фоне черной стены, подсвеченной кроваво-красным светом. На сцене – стол, стулья, поленница дров и шляпные болванки. Прелесть спектакля заключается в отличной игре всех актеров. Молодые актеры, по моему мнению, не уступают Елене Кореневой.

Однако, если бы всё ограничивалось только этим, спектакль можно было бы считать хорошим, но рядовым. Меня поразила реакция зрителей: монологи, как правило, сопровождались смехом. Примерно пятая часть зала смеялась, в то время как рядом со мной находилась молодая девушка в очках, а рядом с моей супругой — пожилая дама. Этот омерзительный смех, звучащий на фоне чудовищного содержания, придавал спектаклю особую остроту и показывал, насколько актуальна тема «жестокости нашего быдла». Смех зрителей стал не просто реакцией, а составной частью спектакля, превратив его в настоящий хэппенинг.

Не знаю, задумывал ли такой хэппенинг Владимир Мирзоев, но получилось это гениально, хотя и омерзительно. Следует отдать должное организаторам, ведь хэппенинг начался еще до представления: проходившие в зал зрители задевали головой грязные ботинки студентов, свесивших ноги с балкона над узким проходом. Эта «творческая находка» удачно сочеталась со зловещим смехом зрителей. Обычный спектакль, преобразованный в современный хэппенинг, стал ярким общественным событием, на мой взгляд, культурным феноменом московского театрального сезона 2021.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы