Какие публичные акции возможны без уведомлений и согласований

На 12-е июня в Москве запланированы протестные митинги и шествия, также ожидаются мероприятия в Санкт-Петербурге и, возможно, в других городах России. Учитывая, что 12 июня — это День России и завершающий день учредительного съезда Общероссийского Народного Фронта, согласовать свои публичные мероприятия оппозиции будет непросто. Можно предположить, что власти в Москве и Петербурге попытаются запретить шествия и направят митингующих на Болотную площадь и Марсово поле соответственно.

Я желаю организаторам успеха, однако среди граждан уже есть те, кто не желает участвовать в публичных акциях в условиях полицейского контроля и предпочитает проводить мероприятия в центре города. Существует вероятность проведения несогласованных акций, за которые предусмотрены серьезные санкции согласно действующему законодательству. С учетом того, что как сотрудники правоохранительных органов, так и участники акций не всегда корректно понимают законодательство, позвольте обратить внимание на ряд положений закона.

Порядок проведения публичных мероприятий установлен Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — Закон), а также законами субъектов федерации. В соответствии с Законом:

  • Публичное мероприятие — открытая, мирная акция, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
  • Собрание — совместное присутствие граждан для обсуждения общественно значимых вопросов.
  • Митинг — массовое присутствие граждан для публичного выражения мнения по актуальным проблемам.
  • Демонстрация — организованное выражение общественных настроений с использованием плакатов и других средств агитации.
  • Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту для привлечения внимания к проблемам.
  • Пикетирование — форма публичного выражения мнений без передвижения, с использованием плакатов и транспарантов.

Таким образом, закон устанавливает ограниченный перечень видов публичных мероприятий, и не всякая активность граждан попадает под определение «публичное мероприятие» согласно этому закону. Например, распространение информационных материалов не требует уведомления властей. Учитывайте положения статьи 10 Закона (Предварительная агитация): раздача рекламных материалов у станций метро происходит без согласования.

Не будет также считаться публичным мероприятием проведение опросов граждан на общественно-политические темы. Это значит, что нет запретов на распространение информационных материалов о «узниках 6-го мая», коррупции властей и т.д. Такие действия могут осуществляться как индивидуально, так и небольшой группой лиц, что увеличивает риск обвинений в незаконном пикетировании со стороны правоохранительных органов.

Важно уточнить, что по закону пикет — это не просто публичное выражение мнения. Таким образом, для признания публичной акции пикетом нужно наличие «пикетируемого объекта» и использование плакатов или других средств агитации. Листовки, значки или белые ленточки не считаются наглядной агитацией.

При проведении публичных акций также необходимо учитывать статьи 20.2_2 Кодекса об административных правонарушениях, которые касаются организации массового одновременного пребывания граждан в общественных местах. Следует избегать последствий, упомянутых в статье, чтобы предотвратить нарушения общественного порядка и санитарных норм.

Оцените статью
Ритм Москвы