Михаил Аншаков: Выборы бургомистра на оккупированной территории

В середине 20 века в России был период, когда народу предоставили возможность участвовать в выборах. Эта возможность выбора бургомистров, городских управ, сельских старост и атаманов в казачьих округах появилась с приходом войск вермахта. Несмотря на то что эпоха относительной демократии продлилась всего с 1941 по 1944 год, данный опыт вызывает интересные аналогии и может быть полезен для формирования стратегии современного освободительного движения.

В Третьем рейхе, когда немецкие войска оккупировали значительную часть западных и центральных областей России, они столкнулись с той же проблемой, что и современные российские правители: необходимо было повысить легитимность своей власти и удержать население в покорности, одновременно организуя массовый вывоз ресурсов с оккупированных территорий. Для этого было введено местное самоуправление, в рамках которого опирались на «новую русскую администрацию». К работе привлекали местных жителей, готовых сотрудничать с оккупантами, в основном представителей творческой и технической интеллигенции.

Многие местные жители восприняли идею выборов с энтузиазмом, ведь ни до, ни после немецкой оккупации они не имели возможности участвовать в реальных выборах. Для представителей образованного класса сотрудничество с оккупантами нередко было не только корыстным, но и мотивированным надеждой улучшить жизнь местного населения. Бургомистров подбирали среди известных местных жителей, проводя тщательную проверку их лояльности и знания немецкого языка.

Пропагандистские цели иногда требовали проведения выборов бургомистров. К примеру, в Прикумске Ставропольского края такие выборы состоялись 23 августа 1942 года, всего через пять дней после оккупации. Хотя кандидатура будущего бургомистра, И. Четверикова, была предварительно одобрена немецкими властями, это создало видимость участия граждан в выборах. При советской власти местные жители не имели подобной возможности.

В Краснодаре процедура выборов бургомистра выглядела еще более «демократично». 10 августа 1942 года состоялось собрание местной интеллигенции, где обсуждали кандидатуры для должности бургомистра, к которым немецкие власти предъявили строгие требования. На следующий день бургомистром Краснодара стал адвокат М. Воронков. В других оккупированных городах также наблюдалось подобное сотрудничество местных властей с оккупантами.

Локотьский автономный округ, созданный по инициативе немецкого командования, стал примером значительных полномочий местного самоуправления. Однако в большинстве оккупированных районов России работа «новой русской администрации» не удовлетворяла нацистских спецслужб, которые сталкивались с коррупцией и некомпетентностью. Несмотря на это, политика Третьего рейха оказалась успешной — в тех областях, где население активно вовлекалось в самоуправление, сопротивление партизан было минимальным.

На оккупированных территориях также существовали значительные области, где партизанское движение действовало независимо от вермахта. В этих «партизанских республиках» полнота власти находилась в руках командиров партизанских отрядов, которые восстанавливали органы Советской власти. Например, в Белоруссии в 1943 году партизаны контролировали более 108 тысяч квадратных километров территории.

Тогда как в партизанских краях реализовывались принципы самоуправления, за оккупированными территориями велась острая борьба. Представьте, что командиры партизанских отрядов, увидев призывы к выборам, сложили оружие и вышли в свет, чтобы участвовать в избрании местного бургомистра под контролем немецкого командования. Вероятно, их бы встретили не как героев, а как потенциальных кандидатов на отправку в концлагерь.

Прошло 70 лет, и сегодня нам предстоит сделать выбор. Есть два пути: либо участвовать в выборах, легитимизирующих существующий режим, либо окончательно прогнать его с нашей земли. Участие в выборном процессе может создать видимость борьбы, но фактически не приведет к изменениям. Пробиться в систему в одиночку невозможно, и любой «партизан», оказавшийся внутри, будет вынужден играть по установленным правилам.

Второй путь заключается в отказе от сотрудничества и создании альтернативной системы самоуправления, где действительно будут реализованы принципы демократии. Не обязательно уходить в лес — создание товариществ собственников жилья и советов домов уже является маленькими «партизанскими республиками», способными отстаивать свои интересы. Объединив такие инициативы в одном районе, мы можем создать мощную структуру, которая поможет нам отстоять независимость и суверенитет.

Когда в каждом городе появятся такие «партизанские образования», оккупанты не смогут оставаться на нашей земле. Все зависит от нас — от готовности действовать и строить новую демократическую систему, основанную на реальном самоуправлении.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы