14 февраля 2013 года на расширенной коллегии ФСБ Владимир Путин призвал не раскачивать общество и страну. Фраза о том, что не надо раскачивать лодку, звучит от политиков различных направлений на протяжении многих лет. С 90-х годов такие призывы вызывают порой удивление: ведь предназначение политика заключается в борьбе за власть, а в этой борьбе неизбежно кто-то окажется на лопатках, разрушая карфаген, и что-то пойдет на дно. Когда призывы «не раскачивать лодку» стали слишком настойчивыми, возникло желание разобраться в их истинных причинах.
Выяснилось, что сторонники этого лозунга удачно вписались в российскую политическую систему. Они, по сути, сидят в этой самой лодке и благоразумно не хотят, чтобы она начала черпать воду. А те, кто оказался вне лодки, могут барахтаться на здоровье; физические упражнения полезны. Главное, чтобы к лодке не приближались, ведь она не резиновая, и количество мест в ней ограничено.
Куда плывет политическая лодка? Неужели гребцы разленились, и лодка стоит на месте в полном штиле, без течений? В будущем, в учебниках истории, Владимира Путина будут воспринимать как правителя Российского государства с 2000 года. Прокладка 2008-2012 годов станет уникальным российским изобретением. Однако именно в нулевые годы сформировалась такая система, при которой теракты, катастрофы и массовая гибель людей стали обычным делом. Вот лишь некоторые примеры.
12 августа 2000 года произошла гибель атомной подводной лодки К-141 «Курск». В ответ на вопрос о случившемся, Путин заявил: «Она утонула», не упомянув о 118 погибших. Почти через год, 3 июля 2001 года, произошла трагедия в Иркутской области: разбился Ту-154, унесший жизни 145 человек.
23 октября 2002 года состоялся захват заложников в театральном центре на Дубровке. В ходе освобождения, по официальным данным, погибли 130 мирных граждан, в то время как другие источники утверждают, что жертв было 174 человека. Освобождение происходило с применением секретного газа, распыленного спецслужбами.
6 февраля 2004 года в московском метро произошел взрыв, унесший жизни 40 человек и ранивший многих. 24 августа 2004 года два пассажирских самолета были взорваны террористками-смертницами, в результате чего погибли 89 человек. 1 сентября 2004 года захват заложников в Беслане обернулся трагедией: 334 человека, в том числе 186 детей, были убиты.
В августе 2008 года разразилась шестидневная война с Грузией, в которой погибли 71 российский военнослужащий и 152 гражданских лица Южной Осетии. 14 сентября 2008 года в Перми произошла катастрофа самолета «Аэрофлот-Норд», унесшая жизни 82 человек из 11 стран. 17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС случилась катастрофа, в которой погибли 75 человек.
27 ноября 2009 года крушение скоростного поезда «Невский Экспресс» стало результатом теракта, унесшего 27 жизней. 5 декабря 2009 года в клубе «Хромая лошадь» произошел крупнейший по числу жертв пожар в постсоветской России — 111 человек погибли от ожогов и отравления дымом. В последующем еще 45 человек скончались в больницах.
Не забудем и о катастрофе самолета Ту-154М под Смоленском 10 апреля 2010 года, унесшей жизни всех 96 человек на борту, включая президента Польши Леха Качиньского. Лето 2010 года обрушилось на страну аномальной жарой и лесными пожарами, унесшими жизни тысяч людей — с частичной виной властей за неисполнение своих обязанностей.
5 ноября 2010 года в станице Кущевская произошло массовое убийство, а 24 января 2011 года в московском аэропорту Домодедово террористом-смертником был осуществлен взрыв, унесший 37 жизней. 10 июля 2011 года крушение теплохода «Булгария» подтвердило гибель 122 человек из 201. 7 сентября 2011 года катастрофа под Ярославлем унесла жизни 44 человек, среди которых игроки хоккейного клуба «Локомотив».
7 июля 2012 года наводнение в Краснодарском крае, по официальным данным, унесло жизни более 170 человек из-за халатности властей. Со временем любая лодка ветшает и дает течь. Участников лодочного круиза следует ссадить на берег ради их же безопасности, иначе они могут захлебнуться. Ненадежную лодку следует отправить на утилизацию, и стоит попытаться соорудить новый ковчег.
