Давайте будем реалистами. Именно так я хотел бы обратиться к своим крымским друзьям, Министерству туризма и курортов Крыма, а также к федеральным чиновникам. Неделю назад в социальных сетях развернулась дискуссия по поводу строящегося нового терминала в аэропорту Симферополя, который обещают запустить в 2018 году к началу сезона. Многие выражают надежду, что это сделает Крым более доступным и привлекательным для туристов. Развитие инфраструктуры, бесспорно, положительно сказывается на туризме и всей территории в целом.
Инвестиции в данный проект оцениваются в 32 миллиарда рублей, и ожидается, что это будет один из самых современных аэропортов в России с продуманной инфраструктурой, как внутри терминала, так и вокруг него. О таких вложениях Крым в украинские времена даже не мог мечтать. Пропускная способность нового терминала составит 6 миллионов человек в год, а в общей сложности симферопольский авиационный комплекс сможет обслуживать около 12 миллионов пассажиров в год. Но возникает вопрос: где мы возьмем столько туристов в ближайшие годы?
Строительство идет быстрыми темпами; работы ведутся круглосуточно, семь дней в неделю, вне зависимости от погодных условий. Уверен, что терминал будет сдан в срок. Но нужно ли это сейчас? Куда направляются такие колоссальные инвестиции? Может, у кого-то есть информация, которой не обладаем мы? Более того, после долгих обсуждений появилась идея модернизации аэропорта двойного назначения «Бельбек» в Севастополе. Этот объект находится всего в 80 километрах от Симферополя и сможет разгрузить основной аэропорт.
Как открытие нового симферопольского терминала повлияет на туризм и увеличение потока туристов в Крым? На мой взгляд, практически никак. Конечно, приятно прилететь в современный аэропорт и ждать вылета в уютном терминале, но людей больше волнует то, что их ждет за стенами аэропорта: внутренняя логистика, отели, парки, набережные, цены и многое другое. Старый терминал Симферопольского аэропорта был серьезно модернизирован, и в сезон он способен обслуживать более двухсот рейсов. Конечно, в пик сезона возможны накладки, а также существует проблема стоянки крупных самолетов, таких как Boeing 777, которых всего несколько.
Открытие Севастопольского аэропорта сможет разгрузить текущий терминал и снизить нагрузку на трассу Симферополь – Севастополь, которая летом бывает перегружена. Это также обеспечит возможность принимать самолеты, если симферопольский аэропорт закроется из-за погодных условий. Это вполне логично. В следующем году запланировано открытие Керченского моста, который должен дать импульс развитию Крыма и туристической отрасли. Но что будет дальше? Куда сейчас направляются инвестиции?
На мой взгляд, нынешний сезон для Крыма будет, если не катастрофическим, то хуже, чем прошлый, как по доходам, так и по количеству туристов. Турция активно готовится к новому сезону, восстанавливая свой имидж с помощью привлекательных ценовых предложений. Даже те, кто всегда предпочитал отдых в России, могут задуматься о поездке в Турцию, особенно в условиях снижения доходов. Ведутся переговоры с Египтом о возможном открытии курортов, и, хотя с мая там довольно жарко, многие туристы все равно поедут туда. Цены на отдых в этих странах будут, несомненно, привлекательнее, чем на нашем побережье.
Сейчас стоит ожидать, что для полноценного отдыха в Крыму потребуется значительно больше средств. На внутреннем рынке наблюдается падение трат туристов на развлечения и мероприятия. Люди становятся более экономными, предпочитая общепит ресторанам. Авиабилеты летом стоят в 3-4 раза дороже, чем в межсезонье, и, если в прошлом году перелет Москва — Симферополь обходился не менее чем в 12 000 рублей, то в этом ожидается рост цен на 10-15%.
Вопрос: зачем строится новый терминал? За чьи деньги осуществляется этот масштабный проект? Крым в межсезонье почти мёртвый, симферопольский аэропорт остается полупустым в течение 6-7 месяцев в году. Даже если количество туристов в межсезонье увеличится, оно не обеспечит загрузку двух или трех терминалов. Может, это делается на вырост? Скорее всего, сложно говорить о том, что Крым станет мощным авиахабом в ближайшее время, учитывая закрытость неба для международных полетов.
В этой ситуации необходимо сосредоточиться на улучшении внутренней логистики и инфраструктуры. Нужно строить канализации, расширять набережные, очищать пляжи, освобождать парки от несанкционированных торговых точек. Цены на отдых в Крыму выросли и продолжают расти, что делает поездки там менее привлекательными, особенно для молодежи, которой раньше здесь было интересно.
Перед крымским туристическим форумом, который пройдет в марте, призываю всех, от кого зависит развитие туристической отрасли, сконцентрироваться на системном развитии внутренней инфраструктуры. Строительство еще одного современного терминала и Керченский мост не решат существующие проблемы, если власти не примут соответствующих мер.
Год назад я предложил Сергею Аксёнову проехать на машине из Москвы в Крым, провести несколько дней в роли обычного туриста, чтобы увидеть все своими глазами. К сожалению, время для этого не нашлось. Если смотреть на Крым с высоты кресла, не ощутив реалий, никогда не поймешь, что происходит и какие чувства испытывают туристы.
На вопрос о том, стоит ли ехать в Крым, могу ответить однозначно: да, стоит. Проблемы, о которых идет речь, действительно существуют, но в Крыму есть что-то близкое и родное, что притягивает и не отпускает. Лично я застрял здесь и, похоже, надолго. Мне здесь нравится!
Прав ли я или нет? Пишите свои мысли в комментариях.