Вокруг самих пенсий и реформы пенсионной системы в России уже сломано столько копий, что становится ясно: разрубить этот Гордиев узел нужно как можно скорее. Собственно, это и было сделано сегодня президентом на совещании в Ново-Огареве, когда он однозначно поддержал законопроект о пенсионной системе, предложив при этом отложить его введение до 1 января 2014 года. Решение заслуживает уважение как волевое и однозначное, перенос же срока вступления закона в силу воспринимается как вынужденный: ведь еще в сентябре текущего года правительству было дано четкое указание продумать варианты сокращения накопительной части пенсий с 6 до 2% уже в этом году, чтобы новая система начала действовать со следующего года.
Однако, по всей видимости, «тусовочно-дискуссионный режим» работы правительства не позволил его членам ни принять единую точку зрения, ни выработать соответствующие рекомендации, которые могли бы удовлетворить как президента, так и пенсионеров. Воз, что называется, и ныне там, несмотря на вышедшие сроки исполнения поручения. Вице-премьер Ольга Голодец и подведомственное ей Минтруда уже разработали соответствующие нормативы, а правительство все ждет «у моря погоды», либо не объясняя причин вообще, либо ссылаясь на какую-то дискуссию, которая ведется между заинтересованными ведомствами.
У стороннего наблюдателя складывается впечатление, что ведомства заинтересованы больше в ведении этой дискуссии, чем в решении самого вопроса. Но не будем думать о плохом: скорее всего, речь действительно идет о непопулярности предлагаемых мер (снижения уровня накопительной части пенсии), что может отразиться на рейтинге первых лиц исполнительной вертикали, который в последнее время и так часто находится в «красной зоне».
Такую нерешительность можно объяснить вполне прозаически: глава правительства планирует перенести всю полноту ответственности за принимаемое решение на президента, сознательно или нет провоцируя его на резкие понуждающие действия в адрес исполнительной вертикали. В этом проекте оказались задействованы и информационные ресурсы либерального толка, нагнетающие атмосферу форс-мажора и подчеркивающие субъективность принимаемого решения. Если в правительстве некому брать на себя ответственность, то её, понятно, возьмет президент.
Просто не стоит потом удивляться, что, когда в очередной раз будет подниматься проблема эффективности управления, могут возникнуть определенные вопросы к такому «безответственному» кабинету министров. Это, как красивая, но не всегда работающая зажигалка: она – не только аксессуар, но и необходимая вещь в быту. Пару раз подведет – заменят. Скорее всего, президент ожидает от своего правительства не столько лояльности, сколько компетентности и профессионализма.
Последний как раз и состоит в том, чтобы в указанные сроки предложить варианты решения поставленных задач и взять на себя ответственность за возможные последствия от предложенных решений. В нашем случае, похоже, что решение о сокращении накопительной части пенсии, действительно непопулярное, но необходимое для оздоровления социально-экономических отношений между государством и пенсионерами.
В нынешнем виде Пенсионный фонд, при его дефиците, эффективно не действует. Финансовая конъюнктура не та, расплывчата, недолговечна – а кому хочется рисковать «социальными деньгами»? В то же время большинство россиян не могут распорядиться своими сбережениями, складывая их под 2-3% годовых в ВЭБе. При этом, нагрузка на бизнес, особенно малый и средний, в виде значительных пенсионных отчислений велика, и они, напомним, лежат без движения.
Таким образом, с течением времени сбережения граждан технически обесцениваются, так как ВЭБ хранит их в ликвидных пока бумагах – евро и долларах. Однако все понимают, что война евро и доллара, дефицит бюджета США и другие пресловутые факторы неизбежно приведут к глобальной финансовой катастрофе, так что «лежащие» в банках деньги – это «мертвые» деньги. Кстати, в экспертном сообществе полагают, что такая нерешительность и даже инфантильность правительства была нехарактерна для кабинета Путина, и в результате страна неплохо справилась с последствиями кризиса 2008 года.
Первое серьезное испытание продемонстрировало, что «медведевцы» явно уступают «путинцам» в эффективности. Подход к пенсионной системе, оптимизация её параметров важны в принципе: разговоры на заседаниях правительства можно вести бесконечно долго, денег у пенсионеров от этого не прибавится, скорее – наоборот. Сейчас речь идет об эффективности работы управленческого аппарата и о нежелании брать ответственность за принятие решений, не знаю, из каких соображений.
Такой подход к делу не был простителен даже в «тучные» годы бездефицитного бюджета, когда, казалось, было достаточно времени для неторопливого обдумывания и просчета всех возможных рисков. В годы, когда нестабильная финансовая ситуация может обрушить не только стены, но и фундамент пенсионного здания в России, действовать необходимо оперативно и выбирать лучший вариант из, возможно, худших на сегодняшний день.
Однако глобальная экономическая неопределенность, похоже, перекинувшаяся на умы членов исполнительной вертикали, затягивает их малочувствительной в социальном смысле пленкой: просматривается склонность к бездействию из соображений «авось само все рассосется». Это состояние умов членов нынешнего кабинета министров вполне может спровоцировать более решительное вмешательство верховной власти в процесс. Время, вероятно, еще не настало, но вполне возможно, скоро настанет.