В рассказе Варлама Шаламова «Город на горе» описывается доставка репатриантов из Италии в спецзону Джелгала осенью 1945 года. «Для репатриантов это был конец пути, начавшегося в Италии, на митингах: Родина вас зовет, Родина прощает», – отмечает автор. К вагонам был приставлен конвой, и репатрианты прибыли прямо на Колыму. По прибытии они подверглись обыску: «Опытные лагерные надзиратели извлекли на свет то, что прошло через десятки обысков на “воле”, начиная с Италии – небольшую бумагу, документ, манифест Власова!»
Что же представляет собой этот «манифест Власова», который наш соотечественник вёз из Италии и сохранил после множества проверок? Почему он не выбросил его? В «манифесте Власова» содержалась программа освобождения России от большевизма, о которой мечтали многие россияне с момента установления диктатуры большевиков. Этот документ, известный как Пражский манифест, был озвучен в Праге 14 ноября 1944 года председателем Президиума Комитета генералом Андреем Власовым. В этом году отмечается 65-летие этого события, важного для русского освободительного движения и для всей России.
Ценность манифеста, написанного, как свидетельствует В.К. Штрик-Штрикфельдт, «русскими – главным образом бывшими советскими гражданами», заключается в провозглашении программы освобождения России от большевизма. Это стремление, наконец, отчасти осуществилось в августе 1991 года. Пражский манифест стал одним из ключевых этапов борьбы народов России за освобождение от большевистского ига. Интересно, что документ был обнародован в нацистской Германии, что вызывает недоумение у многих.
Среди россиян, привыкших к искажённому представлению о Второй мировой войне, распространено мнение о том, что участники движения за освобождение России были предателями. С точки зрения большевиков, это действительно так, но не с точки зрения России. Важно помнить, кто именно выдвигает эти обвинения: это те, кто уничтожил Российское Государство, кто стремился к поражению России в Первой мировой войне, кто разжигал гражданскую войну и установил террористическую диктатуру, уничтожившую миллионы наших сограждан в ходе «коллективизации». Как можно не стать «предателем» против этой системы? Не стремиться к её уничтожению? Эти действия следует рассматривать не как предательство, а как борьбу за человеческое достоинство против диктатуры, имевшей корни в коммунистической истории России.
Генералу Власову и его сторонникам часто упрекают в сотрудничестве с нацистской Германией. Важно рассмотреть, как сами нацисты относились к Власову. В недавнем труде историка Кирилла Александрова «Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А.А. Власова 1944-1945» содержатся свидетельства о восприятии Власова. Один из солдат русского добровольческого полка «Центр» вспоминал, что «открыто ведётся пропаганда против немцев и восхваление Власова». Немецкий генерал Кёстринг упоминал, что в Дабендорфе, месте обучения русской армии, вынашивались идеи великорусскости под прикрытием лояльности к нацистам. Он также описывал Власова как человека, производящего впечатление симпатичного, красноречивого, сдержанного и умного. Власов делал ставку не из симпатий к немцам, а из расчёта на интересы своей страны.
В дневниках немецкой экономической инспекции также встречается интересное свидетельство о Власове, описывающее его как «превосходного оратора», который говорил о своём отношении к большевизму и необходимости сотрудничества с немцами, чтобы создать новый дом для русских. «Русские слушали его с величайшим вниманием, выражая восторг бурными аплодисментами», – говорилось в дневнике.
Капитан А.М. Михайлов, вспоминая о встрече с Власовым в 1969 году, отметил, что крестьяне принимали его как настоящего освободителя и были готовы идти с ним до конца, не считая его предателем. Он утверждал, что если бы Власову были даны полномочия в 1943 году, то Родина могла бы быть освобождена и от Сталина, и от Гитлера.
Сотрудник Имперского министерства пропаганды Э. Тауберт подчеркивал, что Власовское движение не связывает себя с Германией и не является национал-социалистичным, скорее оно представляет собой смесь либеральной и большевицкой идеологий. В этом контексте важно, что оно не борется с еврейством и не признаёт еврейского вопроса.
На пороге 65-летия окончания Второй мировой войны нам не нужны повторяющиеся штампы о «великой отечественной войне» и «великой победе». Мы нуждаемся в правде, какой бы горькой она ни была для некоторых. Нам необходимо открытие архивов и честное обсуждение нашего прошлого, прекращение преследования историков, ведущих к истине. Изменения в школьной программе также являются необходимыми. Мы должны взглянуть на историю с точки зрения российского народа, который на протяжении тысячелетий строит наше Отечество.
Манифест Комитета Освобождения Народов России звучит так:
Соотечественники! Братья и сестры! В час тяжелых испытаний мы должны решить судьбу нашей Родины, наших народов, нашу собственную судьбу. Человечество переживает эпоху величайших потрясений. Происходящая мировая война является смертельной борьбой противоположных политических систем. Борются силы империализма во главе с плутократами Англии и США; величие которых строится на угнетении и эксплуатации других стран и народов. Борются силы интернационализма во главе…