Министерство реформ или реформа министерства?

В октябре прошлого года на инвестфоруме ВТБ Герман Греф выступил с резкой критикой экономической политики в стране, что вызвало удивление у многих – возникли вопросы, перешел ли он в оппозицию или намекнул на возможные политические реформы. Скептически отнесшись к таким гипотезам, я предположил, что руководитель Сбербанка просто «расслабился» под аплодисменты аудитории. (Интересно, что на недавнем Гайдаровском форуме публика не поддержала его «крамольные» высказывания.) Время показало, что мои предположения были верными.

На прошлой неделе президент Путин провел экономическое совещание, которое он открыл фразой, способной соперничать с высказываниями известных личностей: «Всё понятно, часто только неясно, что конкретно нужно сделать в данный момент времени для того, чтобы всё это было реализовано». (Отмечу, что сам факт проведения такого совещания свидетельствует о росте осознания президентом ухудшающейся экономической ситуации. Его слова о климате инвестиций указывают на то, что кто-то объяснил ему причины кризиса.)

Хотя это мероприятие носило название «встреча с экспертами», среди приглашенных не оказалось множества «не-чиновников» — только Кудрин и Греф. Казалось, именно на этой встрече Греф мог бы повторить свои предшествующие заявления о ползучей национализации, необходимости соблюдения экономических законов, отсутствии прочного фундамента и нехватке конкуренции. Однако, похоже, ничего из этого сказано не было, и ведение разговоров о смелости Германа Оскаровича или предстоящих политических реформах не имеет смысла.

Зато Греф предложил создать «министерство реформ», утверждая, что существующие министерства перегружены рутинной работой, отправляемой бесконечным потоком из Кремля, и до реформ у них просто не хватает времени. Это предложение выглядит странно, поскольку такое министерство в России уже существовало, и даже дважды. В первый раз это было в начале гайдаровских реформ под названием «Центр экономических реформ». Во второй раз в конце 1999 года, когда Путин готовился к президентским полномочиям, и это учреждение получило название «Центр стратегических разработок». Интересно, что руководителем последнего оказался сам Герман Греф.

В обоих случаях такие министерства могли разработать планы реформ, но не смогли их реализовать — потому что один министр не может управлять деятельностью другого; если мнение министра расходится с предложением министра реформ, у первого всегда найдется множество способов игнорировать требования. В результате основные действующие лица «министерства реформ» довольно быстро перебрались на руководящие посты в министерствах и ведомствах, где смогли реализовать свои планы, но для этого им снова пришлось начинать с реформы министерств, забыв о министерстве реформ.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы