Ответ Сергея Алексашенко
С самого начала хочу отметить, что мои чувства предвещают не самые радужные перспективы. Ситуация такова, что Владимир Путин, неясно, осознанно ли, постепенно разрушает все государственные институты – те основы, которые отличают государство от просто территории, населенной людьми. Не могу сказать, что он делает это намеренно; возможно, его восприятие России сегодня совершенно иное. Однако, ограничив круг общения, он создал ситуацию, когда мы можем лишь догадываться о том, кто на самом деле является его советниками и советует по важным вопросам.
Сущность путинского режима заключается в стремлении к максимально долгому удержанию власти. Все, что мешает этой цели, просто не имеет права на существование. Так в России отсутствуют политическая оппозиция, свобода слова, парламенты, судебная власть и избирательная система. По многим внешним признакам нынешний режим можно сравнить с абсолютной монархией, за исключением того, что наследственный принцип здесь не работает. Я уверен, что Путин часто задумывается о том, кто придет на смену, ведь ему нужны гарантии безопасности.
Фигура Дмитрия Медведева, который на первый взгляд кажется слабым политиком, оказывается крайне устойчивой, поскольку он прошел испытание властью и не предал Путина. Тем не менее, в путинской системе нет места для настоящих наследников, тех, кто с ранних лет начинает заниматься управлением страной, заботясь о будущем. Здесь никто не думает о завтрашнем дне. Окружение Путина понимает, что их судьбы закончится с его уходом, и максимум, на что они надеются, — это убежать на покинутый остров или воспользоваться программой защиты свидетелей.
Путинская система зависит от него, и в момент его ухода она рухнет. В ней отсутствуют сдержки и противовесы, способные уравновесить интересы различных групп. Рабочие институты, которые могли бы поддержать государственную структуру, практически полностью разрушены. Три с половиной года назад я сравнил нашу страну с ржавеющим «Титаником». Судьба такого корабля, безусловно, печальна и совсем не зависит от столкновения с айсбергом; как только внутренние конструкции ослабнут, он может сложиться.
В истории России уже были два подобных случая, когда институты оказались под угрозой разрушения. Первый произошел в марте 1917 года, когда абсолютная монархия прекратила свое существование. Более сильные политические партии не смогли договориться и создать новый каркас власти. В итоге за власть взялись те, кто готов был действовать вне закона, и последствия тех событий мы ощущаем до сих пор. Второй эпизод относится к августу 1991 года, когда СССР фактически перестал существовать не в день отречения Михаила Горбачева, а на следующий день после провала путча. В результате разрушения структуры власти, которая включала ключевые институты, стране стало не с чем работать.
Пока в России обсуждается, что произойдет после Путина, крайне важно заранее организовать дискуссию о том, как будет организована жизнь в переходный период. Если мы не начнем обсуждение сейчас, то можем столкнуться с повторением мартовских событий 1917 года, когда к власти вновь могут прийти «сильные руки», действующие с применением силы. Мы не первая страна, сталкивающаяся с подобной проблемой. Многие наши трудности уже известны, и их решения были найдены.
Я считаю, что стоит обратить внимание на опыт Франции, которая успешно перешла от четвертой к пятой республике через временное правление Шарля де Голля. Но речь здесь не о том, чтобы России найти своего де Голля – у нас нет подобных фигур, и действующий режим сделает все возможное, чтобы такие личности не появились ни внутри, ни вне власти.
Необходимо создать Конституционное совещание, которому были бы переданы полномочия президента, парламента и правительства. Это важный орган, который займется управлением страной и подготовкой изменения в Конституцию. Я вижу три ключевых условия для его членов: они не должны занимать никакие государственные должности в течении десяти лет; половину совета должно составлять профессиональное сообщество, которое не занимает должности; и в этом органе не должно быть ни чиновников, ни силовиков.
Основные задачи, которые станет решать Конституционное совещание, включают создание проекта изменений в Конституцию с уменьшением полномочий президента, восстановление федеральных выборов, люстрацию судебной системы и правоохранительных органов, а также создание независимого суда. Также важным станет назначение гражданских руководителей силовых структур, ликвидация политических подразделений в них, и реформа бюджетной системы.
Императивом будет создание системы местного самоуправления и антикоррупционного бюро, а также снятие государственного контроля за СМИ. Переход к обществу с общественным телевидением является важным шагом. Решение этих задач позволит создать каркас новой России. Всякая экономическая реформа требует защиты прав собственности и конкуренции. Мы должны сосредоточиться на удержании страны от распада и создании эффективной системы государственного управления.