Александр Лебедев: Дискредитация «Аэрофлота»: глупость или «операция» «К» СЭБ ФСБ?

«Там, где есть я, нет смерти, а там, где есть смерть, нет меня». Эти слова Тита Лукреция Кар также могут быть актуальны в свете последних новостей о «Аэрофлоте». Неделю назад деловая пресса запестрела заголовками о том, что «Чистая прибыль «Аэрофлота» уменьшилась в 53 раза», «Черная полоса» для «Аэрофлота», «Самолеты «Аэрофлота» летают без прибыли» и тому подобные. Приводя к заголовкам пресс-релиз, опубликованный на сайте национального авиаперевозчика 5 сентября, в котором указано, что «чистая прибыль Группы компаний «Аэрофлот» по итогам 6 месяцев 2012 года составила 7,1 млн долларов США», журналисты не могли не заметить резкое падение по сравнению с показателями первой половины 2011 года.

Если взять за основу прибыль прошлого года в 376,8 млн долларов и поделить на семь, то действительно получится удручающая цифра. Однако в отчетности «Аэрофлота» скрывается существенная деталь: из этой разницы в 370 млн долларов, 300 млн приходятся на доходы от финансовых операций предыдущего года, включая 200 млн – прибыль от продажи непрофильных активов и 100 млн – курсовые разницы. К тому же 110 млн составляют «прочие доходы» прошлого года: возврат НДС, таможенных пошлин и полученные штрафы и пени.

Таким образом, фактически разница в прибыли объясняется не столь плохими результатами текущего года, сколько разовыми допдоходами, полученными в прошлом. Убрав эти «конъюнктурные» позиции, за шесть месяцев 2012 года «Аэрофлот» от своей основной деятельности заработал на 47 млн долларов больше, чем годом ранее. Прибыль за первое полугодие прошлого года в 21,5 раза превышала аналогичные показатели предыдущего года, что, согласно мнениям специалистов, было простым везением, которое вряд ли повторится.

Однако пресс-служба «Аэрофлота» не разъяснила эти моменты, что привело к волне спекуляций в прессе. Возможные причины этого можно кратко разделить на две: либо в пресс-службе работают некомпетентные сотрудники, либо это сознательный информационный «вброс», направленный на обрушение котировок акций авиакомпании. Вопрос: зачем топ-менеджерам рисковать, если их опционы завязаны на эти самые котировки? Возможно, причиной является не инициатива самих менеджеров, а давление со стороны каких-то структур, желающих создать проблемы с ликвидными активами.

На фоне этих сомнительных новостей появилась другая: менеджмент «Аэрофлота» собирается потратить на празднование юбилея авиакомпании в феврале 450 млн рублей. Это сумма превосходит затраты на самый дорогой салют в истории в честь закрытия саммита АТЭС, где были освоены 20 млрд долларов. Неужели в «Аэрофлоте» исчезло 40 млрд? В этом контексте и «Газпром» может иметь поводы для частых фейерверков, ведь один из проектов, Штокман, тоже требует серьезного внимания. А если говорить о банках, таких как ВТБ, Банк Москвы и других, им тоже следует организовать ежедневные праздники за пропавшие финансовые средства.

«Юбилейная смета» почти в два с лишним раза превышает чистую прибыль авиаперевозчика за первое полугодие и составляет четверть от суммы, выплаченной акционерам в прошлом году. Учитывая такие масштабные расходы, становится непонятным, как планируется их покрытие. Возможно, руководство компании нацелено на достижение новых финансовых рекордов в третьем и четвертом квартале, что могло бы объяснить такие траты. Ожидаем разъяснений от «Аэрофлота» по этому вопросу.

Что касается недавнего спора с Виталием Савельевым, то можно отметить, что в авиакомпании Red Wings, после начала работы на регулярных рейсах, налет на самолетах Ту-204 скоро достигнет аналогичных показателей с Boeing и Airbus. Налаженные запчасти и поддержание летной годности позволяют это осуществить. Была бы поддержка от правительства в виде ценовых льгот на новый Ту-204СМ, то проблем с заказом новых машин у нас не возникло бы. В проект Ту-204СМ уже вложено 30 млрд рублей, и мы могли бы заказать новые самолеты, но переход на другую марку крайне затратен.

В данной ситуации нельзя забывать о роли управления «К» СЭБ ФСБ, которое, похоже, напрямую влияет на бизнес. Записка этого управления в 2010 году привела к срыву контракта на 44 Ту-204СМ, а также к закрытию прибыльной КМВ-авиа, что сказалось на трудоустройстве 650 человек. Однако, кто может выставить счет столь мощной организации? В то же время, в СМИ появляются новости о том, что ФСБ участвует в аресте мошенников, связанных с банкротством различных банков, где исчезли более 100 млрд долларов.

Сложившаяся ситуация вызывает недоумение. Как в таких учреждениях, ответственных за финансовый контроль, могло исчезнуть столько денег? Об этом стоит задуматься и мне, поскольку это напрямую касается моего бизнеса. На неделе сотрудники ФСБ предприняли несколько действий, в том числе плели интриги на моем имени и создавали проблемы с проверками. В последние годы обстановка только ухудшается, и подобные события происходят еженедельно.

Становится ясно, что расследования финансовых махинаций в банках, включая государственные, должны продолжаться. Власти или оппозиция должны сделать эту тему ключевой в повестке дня, и важно, чтобы работой по этому вопросу занимались неравнодушные граждане.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы