Чтобы понять, что именно заявил Михаил Ходорковский о причинах своего освобождения, я попытался прочитать интервью, которое он дал Елене Альбац и которое было опубликовано в журнале «Нью Таймс». После нескольких неудачных попыток я решил обратиться к видеоверсии. Оказалось, что существует несколько видеороликов: первая, вторая, третья, четвёртая и пятая части, а также так называемая «полная версия» и материал под названием «17 часов на свободе». Однако ни одна из этих версий не является полной.
В итоге вместо того, чтобы разбираться в том, что стало причиной освобождения Ходорковского, мне пришлось столкнуться с другой задачей – с проблемами, возникающими при работе творческого журналиста. Кажется, что работа интервьюера проста: достаточно встретиться с «ньюсмейкером», задать несколько вопросов и опубликовать стенограмму. Однако это далеко от истины. Если читатель так думает, он не понимает всех сложностей и нюансов, с которыми сталкиваются журналисты.
Как же происходит процесс создания интервью? Прежде всего, интервью необходимо провести, а затем стенограмму желательно расшифровать. Но на этом работа не заканчивается. Важно помнить, что читатели часто не способны понять всего, что говорит интервьюируемый. Кроме того, сам собеседник может выразить не совсем то, что он на самом деле хотел сказать или что от него ожидали. Когда творческий журналист получает стенограмму, именно тогда начинается настоящая работа. Интервью – это не просто диктант, а жанр, предполагающий адаптацию и переработку сказанного.
Краткая памятка для творческого журналиста:
- Стенограмма интервью – это не культовая икона, а «кусок пластилина» для создания настоящего произведения.
- Журналист должен «убрать всё лишнее» – непонятное, сложное или некорректное.
- Можно изменить порядок произнесенного и формулировки, излагая слова интервьюируемого в более логичной последовательности.
- Иногда следует заменить слова собеседника, чтобы они отражали его мысли точнее.
- Журналист может дописать те мысли, которые собеседник не успел или не смог выразить.
Если удастся следовать этим рекомендациям, можно создать настоящее произведение, достойное внимания широкой публики. Например, если журналист берет интервью у Михаила Ходорковского, то публиковать стенограмму без доработки было бы нелепо. Читатели могут не понять сказанного, а сам Ходорковский мог не выразить своих мыслей должным образом.
Работа с исходным материалом интервью – это продолжение творческого процесса. Сколько такого «лишнего» материала может быть? Например, длительность отснятого материала составила не менее 1 часа 12 минут. Этот материал можно аккуратно разделить на пять видеороликов, чтобы общая длительность сократилась до 45 минут. Таким образом, с каждым этапом «лишнего» материала становится меньше.
Следует помнить, что публиковать весь отснятый материал в открытом доступе нецелесообразно. Некоторые фрагменты лучше оставить в «загашнике» для будущего использования. Например, в длиннейшем из доступных материалов «17 часов на свободе» можно включить небольшую видеовставку, снятую другой камерой. В текстовой версии можно также вставить другие включения.
В итоге, общий хронометраж всего записанного интервью становится заметно больше 1 часа 15 минут. Среди наиболее запоминающихся и «лишних» частей, не вошедших ни в журнал, ни в видеоролики, можно выделить множество тем: от личной жизни Ходорковского до его взглядов на политический режим и демократизацию страны.
Журналист решает, какие моменты оставить, основываясь на потребностях аудитории. Например, обсуждение задач демократической части общества или вопросы самодержавия могут не представлять интерес для широкой публики. Таким образом, работа с материалом требует мудрого выбора и творческого подхода.