Михаил Абрамов: Налоговое бремя – тормоз развития производства в России

Российская налоговая система вызывает множество вопросов; она негативно влияет на развитие страны. Следует отметить, что проблема не ограничивается лишь налогами. Рассмотрим вопрос о налоговом бремени, который часто обсуждается в СМИ, однако без уточнения, о каком именно бизнесе идет речь. Бизнес бывает разным: есть сырьевое производство, торговля, услуги населению, машиностроение, финансовые операции и строительство. Каждый из этих секторов функционирует в уникальных условиях, что нельзя игнорировать при налогообложении.

К сожалению, наше правительство и, в частности, Министерство финансов, опираются на унифицированные либеральные подходы, согласно которым налоги для всех отраслей должны быть одинаковыми. Так, заместитель Министра финансов С.Д. Шаталов утверждает, что «льготы создают тепличные условия, снижают конкуренцию и мешают модернизации». Действительно, опыт предоставления льгот в нашей стране в большинстве случаев не приносил положительного эффекта. Льготы предоставлялись различным группам: церкви, спортсменам, инвалидам и даже отдельным регионам, однако зачастую это приводило лишь к злоупотреблениям. Важно было бы направить льготы на поддержку легкой промышленности и машиностроения, что могло бы изменить ситуацию в лучшую сторону.

Люди стремятся работать там, где есть возможность заработать больше, и инвесторы разделяют их интересы. В настоящее время в России существует возможность заработать в сырьевом и финансовом секторах, а также на госслужбе, тогда как работа в производственном секторе становится все менее привлекательной. Производство в России остается неконкурентоспособным, и для исправления ситуации необходимо снизить налоги на этот сектор.

На первый взгляд, налоговая нагрузка в нашей стране не так высока по сравнению с другими государствами. Однако для производственного бизнеса она явно избыточна, что приводит к его слабой развитости. Несырьевые обрабатывающие и инновационные предприятия не могут конкурировать на внутреннем рынке труда с контрабандной и контрафактной продукцией, не облагаемой налогами. Сложная налоговая нагрузка во многом зависит от доли фонда оплаты труда в общей стоимости продукции: чем выше эта доля, тем больше налоговая нагрузка.

К примеру, чтобы выдать работнику на руки 10.000 рублей, предпринимателю необходимо назначить зарплату 11.494 руб. и уплатить налоги: подоходный налог 13% (1.494 руб.), ЕСН 34% (3.908 руб.), страхование от травматизма 2% (230 руб.) и НДС 18% от суммы зарплаты и налогов (2.814 руб.). Если же не уплачивать налоги, из того же дохода можно выдать работнику 18.446 рублей, что на 84,5% больше. Неужели это не объясняет, почему многие предпочитают «серые» схемы с выплатой зарплат в конвертах?

Аргумент о накопительных отчислениях в пенсионный фонд, который может в будущем отразиться на размере пенсии, не вызывает особого энтузиазма у населения. Правительство могло бы максимально снизить налоги для тех, кто зарабатывает на жизнь трудом, чтобы стимулировать выход бизнеса из тени, прежде чем «закручивать гайки». Сегодня таких предприятий немного, и доля собираемых с них налогов в бюджет страны крайне мала.

Например, если снизить до 10% НДС, ЕСН и налог на прибыль для предприятий легкой, текстильной, мебельной и полиграфической отраслей, а также для сельского хозяйства и информационных технологий, потери бюджета не превысят 1% от консолидированных доходов. Критически настроенные читатели могут упрекнуть в популизме, однако простые расчеты подтверждают данную точку зрения. Необходимо радикально сократить налоги для малого бизнеса, особенно для обрабатывающих предприятий.

По данным Федеральной налоговой службы, доля налогов от малых предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения, составляет всего 1,31%. Учитывая, что доля малых обрабатывающих предприятий не превышает 10%, такая доля собираемых налогов составит около 0,13% от консолидированного бюджета. Затраты на администрирование этих налогов, вероятно, превышают собранные суммы. Снижение налоговой нагрузки вдвое привело бы к незначительным потерям для бюджета, но облегчило бы жизнь малому бизнесу.

Тем не менее, малый бизнес сейчас находится в затруднительном положении. За последние два года число малых предприятий сократилось на четверть, многие из них ушли в «неформальный сектор»: стали «бомбилами», «челноками» и т.д. По данным Росстата, в разные месяцы численность таких людей достигает 15 миллионов, не учитывая официальные 5,6 миллиона безработных. Таким образом, значительная часть экономически активного населения зарабатывает на жизнь, не числясь в официальной статистике и не уплачивая налоги.

Повышение социальных взносов в 2011 году удвоило налоговую нагрузку на малые предприятия и ускорило их разрушение. По итогам года сумма собранного ЕСН не возросла по сравнению с 2010 годом. Интересно узнать, кто понес ответственность за эту ошибку? Правительство признало свою оплошность и снизило ЕСН до 30% с 2012 года, однако наблюдается тренд, при котором большинство людей будет заниматься сырьевым производством, торговлей и обслуживанием сырьевого сектора, а часть населения уйдет в тень.

При этом в России насчитывается порядка 5 миллионов бухгалтеров: один бухгалтер на каждые 10 работающих, что делает нас лидерами по этому показателю. Промышленник К.А. Бабкин делится опытом: на заводе «Ростсельмаш» трудятся 200 бухгалтеров, тогда как на его тракторном заводе в Канаде — всего 6. Пора изменить предпринимательский климат в стране.

Для обрабатывающих производств необходимо создать такие условия, чтобы они стали инновационными. Это касается не только разработки программного обеспечения и нанотехнологий, но и производства автомобилей, бытовой техники и одежды на уровне известных мировых брендов. В противном случае отсутствие развитых отраслей, таких как машиностроение и фармацевтика, сделает ненужными даже инновации в других сферах. Следует рассмотреть возможность создания России как «налоговой гавани» для ключевых отраслей.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы