Алексей Кудрин: «Чего мы ждем от нового правительства»

Журнал «Экономическая политика» представил новую статью Алексея Кудрина, посвященную будущему нового правительства. Статья будет опубликована в апрельском номере издания в ближайшие дни.

Новое правительство, которое будет сформировано после вступления в должность вновь избранного президента России, столкнется со сложными и многообразными задачами. За последние 12 лет основные экономические показатели нашей страны действительно улучшились: наблюдался динамичный рост производства и доходов населения, произошло значительное снижение государственного долга, а накопление валютных и бюджетных резервов создало запас прочности. Финансовая система значительно укрепилась, обеспечив стране финансовый суверенитет.

Тем не менее, важно понимать, что эти достижения во многом стали возможны благодаря благоприятной внешней конъюнктуре. Положительные изменения касаются преимущественно количественных показателей. Качественный прогресс оказался менее значительным. Мы не смогли избавиться от сырьевой модели экономики, что наглядно демонстрирует наша зависимость от колебаний внешнего рынка. Инновационная активность российских компаний остается на недостаточно высоком уровне. Мы отстаем не только от развитых стран, но и от многих стран с формирующимися рынками. Недовольство вызывает и низкое качество общественных институтов, а также инвестиционный климат.

Серьезным показателем сохраняющихся проблем служит продолжающийся отток капитала из России, который наблюдается уже почти два года, и особенно тревожит он на фоне высоких цен на нефть. Еще одной важной задачей станет адаптация экономики к изменяющимся мировым условиям. По прогнозам, в ближайшие годы мировая экономика будет расти значительно медленнее, чем в 2010-е годы. Это приводит к отсутствию оснований для роста цен на сырьевые товары и потоков капитала в развивающиеся страны, характерных для докризисного периода.

Для достижения темпов роста российской экономики, позволяющих решать ключевые социально-экономические задачи, потребуются решительные действия. Мы не можем позволить себе самоуспокаиваться: в современном мире наблюдается острая борьба за перспективные рынки, капитал и интеллектуальные ресурсы. Страны, которые ослабевают свои усилия, рискуют быстро отстать от конкурентов.

Какая же экономическая политика требуется для решения обозначенных и других, более частных проблем? Правительство уже заявило о планах действий во многих важных направлениях, таких как Стратегия инновационного развития и Программа повышения эффективности государственных расходов. Комплексные предложения по решению актуальных проблем содержатся в разработанной группой экспертов «Стратегии—2020». Однако не стоит забывать, что в прошлом разумные программы зачастую оставались на бумаге или не приносили ожидаемых результатов.

В связи с этим следует рассматривать предложения по экономической политике как основу для широкой общественной дискуссии. Я хотел бы выделить важнейшие приоритеты работы нового правительства. Главная цель экономической политики можно сформулировать как институциональная достройка экономики с акцентом на интересы каждого гражданина России. Необходимо создать новую экономическую модель, основанную на модернизации и инновациях, переходя от экономики спроса к экономике предложения.

Наши предприятия должны занять свое место на внутреннем и внешнем рынках в условиях усиленной конкуренции. Важность переживаемого нами исторического периода заключается также в тесной связи отдельных элементов экономики с качеством жизни граждан и возможностями их самореализации. Творческие способности россиян могут дать новый импульс развитию страны. Для этого требуется всеобъемлющая модернизация с гуманистическим уклоном и сокращение роли государства до необходимого минимума.

Мы можем охарактеризовать новый этап как переход от патерналистской модели к партнерской, где государство взаимодействует с гражданами и бизнесом. В этом контексте выделим десять ключевых задач для правительства на ближайшие шесть лет.

Первая задача — завершить формирование основ политики, обеспечивающих макроэкономическую стабильность и долгосрочную прогнозируемость условий для ведения бизнеса. В рамках бюджетного планирования необходимо восстановить действие правил, ограничивающих использование нефтегазовых доходов и размеры чистых заимствований. Высокие текущие цены на нефть могут привести к популистскому увеличению расходов, но нельзя забывать, что исторический средний уровень цен существенно ниже, и нет гарантии их сохранения на данном уровне. Такой подход может привести к экономической и социальной дестабилизации.

Проблемой является также чрезмерный рост предложения валюты на внутреннем рынке, что может привести к укреплению рубля, ухудшающего условия для экспорта. Средний эффективный курс рубля в 2011 году вырос более чем на 75% по сравнению с 2000 годом. Для противодействия этому необходимо ограничить валютное предложение посредством сбережения нефтегазовых доходов свыше установленной цены отсечения и строгого соблюдения бюджетных правил.

Стабильные и предсказуемые должны быть не только расходы государства, но и налоговые ставки. Правительству целесообразно на длительный срок отказаться от повышения ставок основных налогов и максимально широко декларировать этот принцип. В сочетании с разумной долгосрочной бюджетной стратегией это повысит инвестиционную привлекательность экономики.

В прошлом году наблюдалось снижение инфляции, и крайне важно, чтобы правительство вместе с Банком России закрепило эту тенденцию. Для этого необходимо как повышение эффективности естественных монополий, так и развитие конкуренции на других рынках. Целевым ориентиром является устойчивое поддержание инфляции на уровне не более 3—5%. Низкая инфляция создаст стимулы для сбережений и формирования ресурсной базы для инвестиций.

Хочу подчеркнуть, что даже несмотря на макроэкономический характер поставленных задач, они имеют важную институциональную составляющую. Бюджетные правила, ограничивающие государственные расходы, будут работать лишь при условии понимания гражданами, что дополнительные расходы ведут к увеличению налогового бремени. Поэтому ключевым условием долгосрочной стабильности является переход к партнерским отношениям между гражданами и государством, основанным на понимании источников общественных фондов.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы