События последнего месяца существенно изменили общественно-политический климат в России. С одной стороны, итоги парламентских выборов вызвали массовые протесты, которые вышли за рамки обычных митингов. Миллионы зрителей наблюдали за репортажами, и многие из них, вероятно, поддерживают требования, прежде всего, о честных выборах. С другой стороны, власти заявили о готовности к проведению политической реформы, на которую еще два месяца назад никто не надеялся.
Тем не менее, между общественным движением и властью остается значительная пропасть. Часть протестующих настаивает на радикальных действиях, требуя немедленного и окончательного удаления Владимира Путина с политической арены. Любые попытки диалога с этой стороны отвергаются как «соглашательская позиция». Власть, в свою очередь, готова к диалогу, но не видит представителя, который мог бы вести его от имени протестующих. Организаторы митингов пока не выработали конкретных предложений ни по механизмам реализации своих требований, ни по формату переговоров.
Возникает ряд вопросов: какая группа участников митинга будет представлять общие интересы? Существует ли единственная позиция внутри оргкомитета? По имеющимся данным, усилия по формированию такой позиции активно предпринимаются, однако они еще не завершены.
Выделяются две ключевые проблемы и, соответственно, две основные задачи текущего политического момента. Во-первых, необходимо институционализировать протестное движение, чтобы создать субъект для диалога. Во-вторых, требуется сократить пропасть между сторонами, выработав повестку для переговоров, которую можно преодолеть. К сожалению, эти задачи не могут быть решены последовательно: повестка влияет на состав представительства и наоборот.
Мои предложения по алгоритму решения следующи. В первую очередь, следует сосредоточиться на требовании признания властью несправедливости прошедших парламентских выборов. Это должно включать в себя не только констатацию факта, но и пересмотр правил парламентской игры. Легитимность — это правовая категория, которую может определить только суд. Без признания несправедливости выборов справедливость президентских выборов окажется под вопросом, независимо от их честности.
Организация внеочередных выборов потребует широкого общественного обсуждения предложенной власти реформы избирательного законодательства и партийного строительства, чтобы определить их адекватность и достаточность. Подготовка выборов по новым правилам может занять от года до полутора лет напряженной работы. Лозунг «ни голоса за Путина», прозвучавший на проспекте Сахарова, не является требованием к власти, а является призывом к избирателям. Важно удержаться в этих рамках, чтобы избежать чрезмерных рисков.
Согласно новым политическим условиям, с учетом благоприятных обстоятельств, оппозиция сможет выдвинуть единого конкурентоспособного кандидата не раньше чем через 1,5-2 года. Это понимают все: кто бы ни попытался конкурировать с Путиным на мартовских выборах, даже вне списка зарегистрированных кандидатов, он, скорее всего, потерпит поражение, даже при самом честном подсчете голосов.
Что касается институционализации протестного движения, то необходимо создать «рабочую группу» парламентского типа, состоящую, к примеру, из 30 человек, участников которой следует отбирать путем общественного голосования, в том числе в интернете. Эти «парламентарии» могут назначить небольшую профессиональную группу переговорщиков, которая будет подотчетна рабочей группе.
Кроме того, было бы желательно, чтобы в состав рабочей группы вошли представители оппозиционных партий, прошедших в парламент. Уверен, если эту задачу удастся решить, мы окажемся в новой, значительно более перспективной политической реальности.
