Общество «Мемориал» ожидает реакции российских властей на предписание Европейского суда по правам человека, которое приостанавливает ликвидацию организации. Председатель совета правозащитного центра «Мемориал» и член правления международного «Мемориала» Александр Черкасов выразил надежду на то, что российская сторона должна как-то отреагировать на это решение.
По словам Черкасова, данная ситуация может повлиять на позицию властей, поскольку «Россия должна как-то реагировать». Он отметил, что большая часть решений Страсбурга исполняется хотя бы формально: «Например, по жалобам с Северного Кавказа Россия выплачивает заявителям, не расследуя преступления и не меняя практики. Но полного игнорирования решений Страсбурга не наблюдается, так как одной ногой страна всё же хочет оставаться в Европе».
Черкасов также подчеркнул, что требование ЕСПЧ было направлено в порядке правила номер 39, который используется для срочных мер в особых случаях. В начале года по тому же правилу Страсбург безрезультатно требовал освободить политика Алексея Навального.
Он напомнил, что коллективная жалоба на закон об иностранных агентах была подана «Мемориалом» и рядом других организаций в ЕСПЧ еще в 2013 году. «Мы обратились в статусе потенциальных жертв этого закона. Прошло почти 9 лет, и из потенциальных мы стали вполне реальными жертвами. Кого-то уже позакрывали, наложены штрафы», — отметил он.
По словам Черкасова, Страсбург собрал необходимые данные и начал коммуникацию с руководством России, задавая вопрос о «непонятной ситуации». Переписка продолжалась до 2017 года и затем дело оставалось без движения. Однако, как в сказках, под Новый год Страсбург «проснулся» и отметил необходимость обеспечить меры, чтобы организация не была ликвидирована до рассмотрения дела.
На данный момент неясно, какую позицию займут российские власти по поводу этого исключительного решения Страсбурга. Напомним, что историко-просветительское общество «Мемориал» и правозащитный центр были ликвидированы по решению Верховного и Мосгорсуда из-за иска прокуратуры, включая отсутствие маркировки о статусе иностранного агента. На заседании суда 28 декабря прокурор открыто заявил, что претензии к обществу связаны с утверждением, что оно «спекулирует на теме политических репрессий» и «создает лживый образ СССР».