Дистанционное обучение не может быть признано полноценным образованием для школьников. Об этом заявила уполномоченная при Президенте по защите прав ребенка Анна Кузнецова. Она отметила, что в ходе практики дистанционного обучения выявились серьезные недостатки, как в подготовке учебных материалов, так и в подготовке педагогов.
Кузнецова подчеркнула, что учителя оказались в сложных условиях, когда им необходимо было быстро адаптироваться к новым требованиям, зачастую без четких методических рекомендаций и пособий. «Учителя, можно сказать, остались в непростой ситуации, когда нужно было мгновенно перестраиваться. А наши дети находятся по ту сторону экрана. В идеале экран должен быть, а что, если его нет?» — задала риторический вопрос Кузнецова.
Она отметила, что по итогам дистанционной практики это обучение трудно назвать полноценным, поскольку по законодательству образование включает как обучение, так и воспитание. «Если мы посмотрим на наше законодательство, даже с его точки зрения, это не является полноценным образованием, а лишь дистанционным форматом», — добавила уполномоченная.
Кузнецова также акцентировала внимание на недостатке технических средств у семей. Не каждая семья может позволить себе качественный интернет и необходимые устройства, такие как телефоны или ноутбуки. «Если у ребенка есть только телефон, это может негативно сказаться на его зрении», — отметила она.
Ссылаясь на проведенные исследования, Кузнецова сообщила, что более 50% детей столкнулись с проблемами со сном, а у некоторых наблюдались нежелательные психические проявления. «К сожалению, это серьезные вопросы. Необходимо провести глубокие исследования о том, как дистанционные технологии влияют на здоровье детей, чтобы минимизировать возможный вред», — акцентировала она.
Кузнецова добавила, что полученный опыт доказал, что дистанционное обучение не сможет заменить традиционный формат. «Главный вывод, который мне нравится, заключается в том, что дистанционное образование не может заменить традиционное. Так говорят и министр просвещения, и все, кто столкнулся с дистанционкой», — сказала она.
Тем не менее, Кузнецова отметила, что некоторые родители выбирают смешанные форматы обучения, позволяя детям посещать уроки как очно, так и дистанционно. Это решение особенно актуально для старших классов, когда необходимо готовиться к экзаменам. «Важно, чтобы родители принимали такие решения, это их главный голос защиты ребенка», — заключила она.
Кузнецова также подчеркнула необходимость подготовки рекомендаций для родителей, которые помогут им принять обоснованные решения о формате обучения детей. «Важна поддержка и информация, на основе которой родители смогут самостоятельно выбирать, что будет лучше для их детей», — добавила она.