Историк Сергей Прудовский подал иск в Верховный суд с просьбой рассекретить фамилии сотрудников НКВД, участвовавших в репрессиях в сталинский период. В настоящее время Прудовский занимается расследованием дела о расстреле жителей Харбина и рабочих Китайско-Восточной железной дороги в 1937-1938 годах, которых обвиняли в шпионаже в пользу Японии. Он запросил у ФСБ дело одной из жертв этой операции.
Однако в документах, предоставленных ФСБ, были вычеркнуты фамилии, должности и подписи сотрудников НКВД. Иск Прудовского в Мосгорсуде не увенчался успехом, так как суд отказался рассекретить имена чекистов и не стал исследовать, были ли они осуждены за свои действия. По словам историка, некоторые конкретные сотрудники НКВД в дальнейшем были осуждены и расстреляны, а их действия были признаны не подлежащими реабилитации.
Представители ФСБ утверждали в суде, что запрашиваемые данные подпадают под понятие государственной тайны в соответствии с президентским указом 1995 года и приказом ФСБ. В ответ на это Прудовский вновь подал иск в Верховный суд, настаивая на том, что советских чекистов нельзя считать российскими контрразведчиками.
В Международном «Мемориале», который представляет интересы истца, считают, что указ Бориса Ельцина касался лишь современных сотрудников спецслужбы, а суды неправомерно распространяют его действие на НКВД. В правозащитной организации, признанной в России иноагентом, отметили, что в годы правления Ельцина активно рассекречивались документы о терроре, а действия чекистов на тот момент признавались однозначно преступными.
По мнению специалистов, имена и фамилии многих сотрудников НКВД не являются секретом для исследователей. Эти сведения можно получить, в том числе, в Государственном архиве.