Компании розничной торговли предупреждают, что новые требования к утилизации товаров, предложенные Министерством природы, могут привести к дефициту на рынке и пустым полкам в магазинах. Предприниматели выражают опасения, что такие изменения могут подтолкнуть бизнес в серую зону.
В совместном обращении Ассоциации компаний розничной торговли, в состав которой входят такие гиганты, как «Магнит» и X5 Retail Group, а также Ассоциации компаний интернет-торговли, включая Wildberries, Ozon и «Утконос», говорится о возможных негативных последствиях. Письмо, попавшее в распоряжение СМИ, подтвердило свою подлинность в обеих ассоциациях.
Наибольшую озабоченность ритейлеры выразили по поводу положения законопроекта, запрещающего продажу товаров, не внесённых в специальный реестр в рамках системы учета отходов. Это ограничение, по словам предпринимателей, «с большой долей вероятности» приведёт к сокращению ассортимента на интернет-площадках и дефициту товаров в обычных магазинах.
Такую же позицию выразили представители Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой техники. Тем не менее, в компании «Российский правовой оператор», занимающейся реализацией мусорной реформы, опровергли возможность исчезновения товаров с полок. Они подчеркнули, что внесение информации в реестр является международной практикой, и её реализация в России не приведёт к дополнительным затратам для производителей.
По словам чиновников Министерства природы, создание реестра товаров и упаковки необходимо для контроля уплаты экосбора с производителей. В министерстве предполагают, что эти сборы могут вырасти до 136 миллиардов рублей. Для сравнения, за прошлый год они составили около четырёх миллиардов рублей.