В прямом эфире зампредседателя Комитета против пыток Ольга Садовская сообщила о важном решении Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который накануне обязал власти Российской Федерации освободить Алексея Навального. Это решение связано с международными обязательствами, взятыми на себя страной.
Садовская отметила, что неисполнение данного решения может вызвать серьезные последствия, включая возможность поднятия вопроса о систематическом нарушении решений ЕСПЧ. «Это может привести к исключению страны из Совета Европы, поскольку государство регулярно игнорирует решения суда», — подчеркнула она.
По словам зампредседателя, в рамках дела Навального суд постановил освободить его из-под стражи, так как заявители смогли убедить Европейский суд в том, что жизнь Навального находится под угрозой. «Это исключительная мера. Если посмотреть на практику, в судебных инстанциях сейчас находится несколько десятков тысяч дел. Например, в 2020 году ЕСПЧ зарегистрировал рекордное количество запросов на применение 39 правила — 2054 запроса. Однако удовлетворил только 253 из них», — добавила Садовская.
Садовская также напомнила, что Россия, как любое другое государство, обязана следовать своим международным обязательствам. «Она должна исполнять указания, предусмотренные 39 правилом. Хотя мы знаем множество случаев, когда этого не происходило», — отметила она.
Что касается возможностей ЕСПЧ, Садовская пояснила, что у суда нет жестких рычагов давления. «ЕСПЧ может сделать политические заявления, указывая на то, что преследование человека имеет политическую мотивацию. Также суд может отметить, что Россия уклоняется от исполнения решений, однако это не является оперативным ответом», — уточнила она.
Освобождение Навального основано на правовых нормах, закрепленных в конвенции, и ЕСПЧ рекомендует их исполнение. Важно, чтобы власти Российской Федерации приняли решение о его освобождении. «Как именно государство освободит Навального, используя при этом какие-либо процедуры, Европейский суд не интересует. Однако Россия может заменить меру пресечения, например, на домашний арест, подписку о невыезде или залог. Это абсолютно рабочая процедура, и решение принимает именно российская власть», — заключила Садовская.