Архетипы по Психоаналитическому соннику В.Самохвалова
Архетипы представляют собой прообразы основных характеристик личности. Этот термин возникает из концепций о прототипах структур, лежащих в основе существующих форм организмов (прарастение, праязык, праживотное). Понятие архетипа может быть применимо к морфологии (конституции), поведению, сознанию и многому другому. Культурные прототипы связаны с поиском корней данного этноса и культуры. Психодиагностические единицы, такие как типологии личности, также рассматриваются как архетипы.
Согласно аналитической психологии, существуют три ключевых компонента индивидуальной личности, которые появляются в сновидениях в виде отдельных фигур: иногда они напоминают знакомых людей, иногда это воображаемые персонажи или символические олицетворения. Чаще всего они воспринимаются как нечто значимое и загадочное. В фантазиях и сновидениях эти образы могут быть постоянными и сопровождать нас на протяжении многих лет. Они влияют на наше восприятие других людей и самих себя. Архетипы отражаются в определенных сюжетах, количество которых ограничено (до шестнадцати), и в множестве вариаций. Эти сюжеты относятся к мифологемам. Считается, что каждая мифологема связана с определенным стилем поведения – бихевиоремой, которая проявляется как интуитивное влечение к конкретным стихиям, цветам, интересам и внешнему облику. Каждый, даже искусственно созданный, имидж сводится к архетипу.
Негативная сторона личности называется Тенью, она олицетворяет недостатки и слабости. Теневые аспекты могут быть выявлены в Оно (деструктивные желания), Эго (неправильное восприятие себя и окружающих) и Сверх Я (негативная мораль). Анима, или, в случае женщины, Анимус, представляют собой воплощение противоположного пола в бессознательном: для мужчин это все женское и эмоциональное; для женщин – ее мужские черты. Самость – это высший потенциал, которого индивид может достичь и который может общаться с ним через сны. Таким образом, Самость – это неопределенная фигура, потенциальное становление чего-то в будущем. Противоположности могут быть интегрированы в личности, что позволяет человеку стать цельной, многогранной реальной Самостью. Несмотря на неоднозначный характер компонентов сознания, утрата любого из них, включая Тень, может привести к глубоким деструктивным переживаниям. Невозможность осознания Тени проявляется в игнорировании своей негативности и ошибочном прогнозировании собственных действий и поведения окружающих.
Поскольку энергия является основным качеством внутреннего психического состояния, каждое сновидение представляет различные точки её применения и указывает на уровень выраженности этой энергии. Фактически, это энергия инстинктов, зависящая от конечного числа гормонов, которые может синтезировать наш организм.
При изучении архетипов важно анализировать сюжет сна от начала до конца, при этом каждый архетип имеет свою зону, без вторжения в зоны других. Постоянный конфликт вдоль этих границ укрепляет характер, а все части (Анимус, Анима, Тень), изначально дифференцированные в онтогенезе, в конечном итоге интегрируются в целостную личность, ядром которой является Самость. Воплощением такой Самости является стилистика завершенного, кристаллизованного сюжета фантазии или сна. В этих случаях личная мифологема обычно соответствует по окраске культуральной. Тогда возникает ощущение понимания и принятия Мира. Мысли, сомнения, эгоцентризм и эгоизм в большей степени относятся к Эго-эгоцентризму – неистинной Самости, поскольку истинная Самость интегрирует личность в целом и носит социальное звучание.
«Я» в сновидениях и фантазиях. Эго является лишь частью целостной Самости, и его конфликты с другими силами внутри личности преобладают в сновидениях. Наиболее устойчивым свойством Эго является преувеличение собственной личности, а также поглощение всех аспектов Самости. Это приводит к ригидному, искажённому и материалистическому взгляду на реальность, игнорируя потенциальные возможности и духовную сферу. Так возникает эгоцентризм, недоверие к другим и слабое принятие любви. В результате этого процесса в сновидении открываются большие пространства, перспективы, и происходит экспансия деструктивной энергии бессознательного (шторм, буря). При слабости Эго возникает подчиненность и неуверенность. С другой стороны, Эго, будучи основным рецептивным органом (сознательного и бессознательно), может оказаться в реальной опасности. В этом случае Эго вынуждено защищаться с помощью ригидности, отказа от части себя и построения интеллектуальных конструкций. Эго формируется постепенно в детстве из Оно в результате столкновения с реальностью. Поэтому в каждом из нас существуют последствия влияния окружающих, прежде всего родителей. Система Я включает соматическую, телесную часть (самоощущение и представление о своем теле), коммуникативную часть (отношение к другим людям и вещам и представления об отношении ко мне) и дистанцированную часть (представление о границах своей души или влиянии на духовные процессы других). Внутри структур Я, а также между ними и образованиями Оно и Сверх Я происходят психодинамические уравновешивающие процессы. Избыточное развитие одной из частей Я приводит к недоразвитию другой, что может вызвать формирование асинхронного (амбивалентного) Я, что наблюдается при психопатологии.
Вытесненная сторона индивида, часть его еще не реализованного потенциала, черты характера, которые всегда недооценены и часто фрустрированы. Каждый имеет свою индивидуальную Тень, и она почти всегда является наихудшей стороной личности. Редкие исключения подтверждают правило, когда сознание индивида подразумевает, что его Тень олицетворяет лучшую сторону. Сенситивный альтруист, таким образом, будет иметь брутальную эгоцентрическую Тень, а смелый человек – трусливую Тень. Осознание Тени – это путь к большему пониманию других и интуитивному восприятию отношений в группах. Осознание Тени часто приводит к пробуждению нормальных инстинктов, очевидных реакций и творческих импульсов, которые были забыты сознанием. Недооценка себя подразумевает большой потенциал для роста именно благодаря Тени. В сновидениях Тень выступает как фигура того же пола, но с необычными для индивида действиями.
Темная сторона нашего Я не может быть устранена простым игнорированием. Одним из наиболее заметных путей к открытию внутренних качеств является навязчивое и чрезмерно эмоциональное неприятие (например, гомосексуальности, алкоголизма, демонстративности) или преувеличенная оценка этих качеств у других людей. Существует множество описаний ошибочных проекций личности, которые разрушались во внешнем мире войной или борьбой, а во внутреннем мире – бредом или паранойей. Бред является фактической внутренней борьбой против неосознанной Тени.
Оценка интеграции Тени в личность становится наиболее очевидной в контексте юнгианского анализа личности в рамках экстраверта и интроверта. Экстраверт содержит жало интроверта, а интроверт содержит жало экстраверта. Это особенно заметно при наблюдении реакции на сильный стресс, когда чувствительный интроверт совершает героический поступок.
Жизнь, сосредоточенная исключительно на внешнем мире или полностью посвящённая внутренней сфере, неизбежно ограничивает индивида и приводит к множеству заблуждений. Для интроверта личностный рост выражается в уходе в мир солнца и деревьев, а для экстраверта он заключается в опоре на свои внутренние способности и возможности. Но для обоих типов эти стратегии должны быть усвоены, и новый опыт в другой стратегии не должен игнорироваться, так как он расширяет горизонты и позволяет понять Другого. При игнорировании данной стороны индивид не только будет исключать себя из других сфер, но и столкнется с некомпетентностью, что приведет к тому, что даже отношения экстраверта с внешним миром будут основаны на фальшивой игре, поскольку он не принимает во внимание внутренние факторы. Аналогично, конфликт интроверта с внешним миром будет нарушать даже его внутреннее спокойствие, на которое он тратит столько усилий.
В сновидениях фигура противоположного пола по отношению к сновидящему. Известно, что молодые люди впервые вступают в мир любви с собственной идеей женщины/мужчины, проецируя эту мечту на любимое лицо и испытывая шок, когда их мечта сильно отличается от реального человека. Эта идея и есть Анима/Анимус. Женская фигура в мужчине и мужская в женщине называются соответственно Анима и Анимус; они играют множество других ролей в жизни индивида. Предположение о существовании этих образований восходит к представлению о исходной бисексуальности, точнее гермафродитности человека, которая разрешается доминированием конкретного полового сознания примерно в возрасте пяти лет. Таким образом, можно говорить о степени вклада мужского и женского в каждом человеке. Этот вклад может быть количественно определён в поведении (стилистика мимики, позы, жесты) и конституции (индекс полового диморфизма). С точки зрения этологии ряд поведенческих элементов человека проявляется именно в общении с представителями противоположного пола (флирт), но даже отдельные элементы поведения у мужчин и женщин имеют разные оттенки. Например, в стрессовых ситуациях женщины чаще касаются волос и груди, тогда как мужчины демонстрируют агрессивные предупредительные признаки поведения. Мозг мужчины отличается от мозга женщины, в частности, у женщин более развито каллёзное тело. Конфликты соотношений Анимы и Анимуса с внешним миром могут привести как к напряженности между мужем и женой, так и к конфликтам между матерью и сыном и так далее. В дальнейшем этот внутренний гермафродитный (амбивалентный) потенциал может быть либо реализован и осознан, либо проигнорирован с одним из двух следующих результатов.
В одном случае женщина становится истерически эмоциональной, а мужчина строгим и сдержанным.
В другом случае низшие, то есть противоположные для данного пола функции могут овладеть индивидом, и тогда мужчина начинает вести себя как женщина, проявляя сентиментальность, капризность и нестабильность, в то время как женщина стремится к авторитарности, ориентируется на интеллектуальные утверждения или, проще говоря, становится сварливой. Охваченность противоположным половым сознанием нередко считается нормой для пожилого возраста, то есть часто женщины в старости маскулинизируются, а мужчины феминизируются. Тем не менее, семьи, в которых наблюдаются эти сочетания, относительно стабильны именно благодаря взаимному дополнению противоположностей.
Если более внимательно рассмотреть термины Анима и Анимус, можно заметить, что они являются источниками понимания противоположного пола. То есть близкий нам человек часто способен понять именно нашу противоположную сущность, и именно за это качество мы его и ценим. Эта сущность может, например, проявляться в хобби, о котором нам интереснее говорить, чем о своей работе.
Архетипы по Соннику Лоффа
Архетипы – это элементы коллективного бессознательного, обладающие рядом характерных признаков. Например, многие во сне совершают героические поступки. Всем известно, что героический поступок – это результат восприятия человеком идей добра и жертвенности, проявление личности в образе архетипного героя-спасителя. В жизни существует множество архетипов. В процессе своих исследований в области психологии человека и мировых мифологий Карл Юнг охарактеризовал многие из них. Во многих этнических культурах и религиозных общинах существуют мифы, в которых воплощена окончательная версия различных архетипных опытов. Примерами героев могут служить Геркулес или Синдбад. В переходные моменты нашей жизни мы склонны отождествлять себя с архетипами. Перемены обычно вызывают в нас беспокойство и заставляют переосмысливать собственное поведение. Вы заканчиваете студенческую жизнь и начинаете работать, переходите от холостяцкой жизни к супружеству, прощаетесь с бездетностью и становитесь родителем – вот лишь некоторые примеры перехода от одного архетипа к другому.