Тема Легендарные актеры и режиссеры кино Марчелло Мастроянни, Шон Коннери, Софи Лорен. / Кадры из фильмов / Коллаж АиФ
Советский кинематограф всегда ощущал себя частью мирового кино. Уже в середине 1920-х фильм «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна произвел большой резонанс во многих странах, и по сей день, спустя сто лет, его регулярно включают в перечень величайших фильмов XX века. Первый международный кинофестиваль в Москве состоялся в 1935 году, а во время войны документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой» получила премию «Оскар». В 1950-е годы драма Михаила Калатозова «Летят журавли» стала триумфатором Каннского фестиваля.
Однако более активное сотрудничество между западными и советскими кинематографистами началось, вероятно, только в шестидесятые годы. В этот период Московский международный кинофестиваль стал проводиться регулярно, его посетили известные режиссеры и актеры, а в конкурсной программе представлены фильмы, ставшие классикой, такие как «Восемь с половиной» Федерико Феллини, который в 1963 году победил благодаря настойчивости председателя жюри Григория Чухрая.
Такое близкое сотрудничество неминуемо привело к созданию совместных проектов. Конечно, иностранные актеры часто появлялись в советских фильмах: к примеру, Сергей Бондарчук пригласил актеров из Германии и Франции для экранизации «Войны и мира», хотя их роли были не слишком заметными; Наполеона сыграл Владислав Стржельчик. Артисты из ГДР, Польши и Италии снялись также в «Освобождении» Юрия Озерова — Фриц Диц затем сыграл Гитлера в «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой. Имелся также совместный советско-итальянский фильм Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», но в нем снялись в основном малоизвестные актеры из Италии.
Тем не менее, в некоторых проектах все же присутствовали и звезды западного кино.
«Красная палатка» — Шон Коннери и Клаудиа Кардинале
Этот фильм почти полностью финансировался иностранными партнерами «Мосфильма», которые также диктовали условия по выбору актеров. Коннери в конце 1960-х был очень известен среди западной аудитории — у него уже были на счету несколько фильмов о Джеймсе Бонде, и, как вспоминали участники съемочной группы, по приезду в Москву он был крайне удивлен, что в СССР его никто не узнал.
Шон Коннери. Кадр из фильма «Красная палатка» (1969)
Кардинале попала в проект благодаря одному из продюсеров — своему мужу Франко Кристальди. Советские зрители знали её по итальянскому кинематографу, она была гостем ММКФ в 1967 году и неоднократно приезжала в СССР и Россию после этого.
Клаудиа Кардинале. Кадр из фильма «Красная палатка» (1969)
«Подсолнухи» — Софи Лорен и Марчелло Мастроянни
Этот фильм также стал совместным проектом СССР и Италии, хотя почти вся съемочная группа состояла из итальянцев — от продюсеров до режиссера, которым выступил уже известный Витторио де Сика, а главные роли сыграли итальянские актеры. Однако сам фильм о судьбе итальянского солдата, пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны, снимался в СССР — в Москве и Тверской области; одну из ключевых ролей исполнила Людмила Савельева (Наташа Ростова из «Войны и мира»), а в ролях второго плана снялись многие советские актеры. Для Лорен, кстати, в Советском Союзе старались создать привычные условия, ей даже выделили лимузин. Мастроянни также был известен, но не проявлял особых капризов — даже через много лет, когда снимался у Никиты Михалкова в фильме «Очи черные», итальянский актер легко переносил бытовые неудобства и был готов к многим компромиссам, поскольку очень хотел вновь сняться в СССР и сыграть в фильме по Чехову.
Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Кадри из фильма «Подсолнухи» (1970)
«Синяя птица» — Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Джейн Фонда
Это совместная советско-американская музыкальная сказка, основанная на пьесе Мориса Метерлинка, снятая в эпоху разрядки в отношениях между СССР и США в семидесятые годы. Режиссером выступил американец Джордж Кьюкор, который работал в Голливуде с 1930-х и сделал многих актеров лауреатами премии «Оскар». Он пригласил на главную роль, хотя и уже не на пике славы, Элизабет Тейлор, но в СССР она не пользовалась такой же популярностью, как на Западе — например, «Клеопатра» 1962 года с её участием вышла в советский прокат лишь в 1978 году.
Элизабет Тейлор, Ава Гарднер. Кадр из фильма «Синяя птица» (1976)
Также в проекте снялись звезда американского кино 1940-50-х Ава Гарднер и Джейн Фонда, известная западному зрителю по «Барбарелле» Роже Вадима. Тем не менее, фильм не стал хитом ни в СССР (11,5 миллионов зрителей), ни на Западе, хотя позже его часто показывали по телевидению и переиздавали на различных носителях.
Джейн Фонда. Кадр из фильма «Синяя птица» (1976)
«Тегеран-43» — Ален Делон
В детективе Александра Алова и Владимира Наумова, посвященном событиям переговоров лидеров СССР, США и Великобритании в Тегеране в 1943 году, изначально планировалось участие некоторых актеров из Франции и других стран. Наумов вспоминал, что идея пригласить Делона пришла режиссерам, когда съемочная группа уже работала в Париже, но, предвидя популярность французской звезды, они предложили ему сыграть небольшую роль журналиста. Делон проявил интерес к проекту и заявил, что согласится, только если получит полноценную роль. В результате его реплики заняли около 20 страниц сценария (примерно 20 минут экранного времени), и Наумов был уверен, что именно благодаря персонажу Делона, полицейскому Жоржу Фошу, фильм стал таким популярным.
Ален Делон. Кадр из фильма «Тегеран-43» (1980)
«Цареубийца» — Малкольм Макдауэлл
На Западе Макдауэлл был известен благодаря ролям в фильмах «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика и «Калигула» Тинто Брасса. Однако решение режиссера Карена Шахназарова пригласить его в свою ленту об убийстве царской семьи в 1918 году выглядит необычным. Макдауэлл, к слову, согласился без колебаний — он быстро принимал решения и старался тщательно выбирать проекты. И, вероятно, именно контраст между актером-иностранцем в роли Юровского и Олегом Янковским в роли царя Николая II стал яркой особенностью этого фильма.
Малкольм Макдауэлл. Кадр из фильма «Цареубийца» (1991)