Загадочные бунтари Смутного времени: биография Лжедмитрия и Болотникова в историческом контексте

ФОТО: «Изгнание поляков из Кремля Пожарским»/ Эрнест Лисснер, 1938Главные бунтари Смутного времени: загадка биографии Лжедмитрия и Болотникова

В начале XVII века Русское государство переживало потрясения, известные как Смутное время. На протяжении семи лет на царский трон претендовали несколько самозванцев, наиболее известными из которых были двое. Разразились восстания и гражданские войны, усугублённые иностранным вмешательством. Этот период длился четырнадцать лет – с 1604 по 1618 год, так как с установлением новой династии Романовых он закончился не сразу.

Лжедмитрий I

В 1591 году в Угличе при загадочных обстоятельствах погиб младший сын царя Ивана Грозного – восьмилетний царевич Дмитрий. Вокруг этого инцидента в первые годы возникло множество легенд, которые до сих пор затрудняют историкам отделение правды от вымысла. Официальной версией стало несчастное происшествие. Тем не менее, уже тогда начали ходить мрачные слухи о том, что царевич был убит по приказу шурина царя Фёдора Ивановича – Бориса Годунова, который сам стремился занять трон.

Эти слухи в XIX веке продолжали будоражить умы русских историков. Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» считал версию о убийстве Дмитрия по приказу Бориса несомненной истиной. Его современник Александр Пушкин использовал её в своей драме «Борис Годунов».

В то же время в начале XVII века начали появляться слухи следующего содержания: настоящий царевич Дмитрий выжил и скрывается, чтобы впоследствии занять трон. Когда в 1604 году из Речи Посполитой в Россию вторгся отряд под руководством человека, который называл себя спасшимся истинным царевичем Дмитрием, многие поверили ему.

История до сих пор не знает с уверенностью, кто был этот первый самозванец.
Сразу возникла официальная версия: самозванец есть беглый монах Чудова монастыря (в Москве) Григорий Отрепьев. Указы об этом зачитывались при Борисе Годунове. Позже, когда первого самозванца свергли, и трон занял Василий Шуйский, правительство вновь использовало эту легенду.

Русский историк XIX века Николай Костомаров обоснованно сомневался в том, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев – одно и то же лицо. Он привёл свидетельства о том, что Григорий Отрепьев действительно жил и действовал в начале XVII века как историческая фигура. Он был крестовым дьяком, то есть секретарём патриарха московского Иова, и его знали все бояре. Если бы Григорий Отрепьев и Лжедмитрий I были одним и тем же человеком, самозванца разоблачили бы сразу. Особенно близко Григория знал архимандрит Чудова монастыря Пафнутий, и если бы Отрепьев был Лжедмитрием, то после его воцарения тот был бы обязан избавиться от Пафнутия. Тем не менее, архимандрит был назначен самозванцем в «сенат» и виделся с этим «царём» чуть ли не ежедневно.

Говоря о происхождении Лжедмитрия, Костомаров указывал на его особенности, которые выдавали в нём не великорусское происхождение. «Если бы названый Димитрий был беглым монахом Отрепьевым, сбежавшим из Москвы в 1602 году, он никак не мог бы за два года освоить приёмы польского шляхтича… В день своего прибытия в Москву, прикладываясь к образам, он произвёл впечатление своим неумением делать это так, как было принято у коренных москвичей».

По версии Костомарова, первый Лжедмитрий был малорусским или белорусским шляхтичем, который либо сам затеял эту авантюру в надежде на поддержку правящих кругов Речи Посполитой и католической церкви, либо же был специально найден и выдвинут этими кругами с целью посеять смятение в Русском государстве на фоне недовольства Борисом Годуновым и слухов о спасшемся царевиче.

Иван Болотников

После гибели первого самозванца стали ходить слухи о его «чудесном спасении». Так был подготовлен приход второго Лжедмитрия. Но прежде, чем он появился, на сцену вышел народный предводитель Иван Болотников, под руководством которого началось мощное восстание против властей и богатых. Это восстание в советское время получило название Первой Крестьянской войны в России – по аналогии с Крестьянской войной в Германии 1525 года.

Тем не менее, в таком определении восстания Болотникова есть серьезные сомнения. Во-первых, среди руководителей «крестьянской войны» до самого конца оставались такие знатные бояре, как князь Андрей Телятевский и князь Григорий Шаховской. В ходе восстания к нему временно присоединялись и другие знатные лица (например, известный под Рязанью дворянин Прокопий Ляпунов). Во-вторых, на пути к Москве восставшие крестьяне постоянно разбивали профессиональные царские войска, состоящие из дворян и стрельцов. Как это могло происходить, если в рядах повстанцев не было профессиональных военных – тех же дворян? Таким образом, это движение нельзя считать чисто крестьянским.

А куда делось то войско, которое Лжедмитрий I собирался, если бы его не убили, двинуть летом 1606 года против Крыма и турок? Это войско уже находилось на южных границах Русского государства – откуда Болотников начал свой успешный марш к столице. Мы не находим потом следов этого войска в документах. Разумно предположить, что это войско и составило основу повстанческой армии Болотникова.

Личность самого Болотникова остаётся таинственной и загадочной. Особенно интересны факты его биографии, описанные немцем Конрадом Буссовым в «Московитских хрониках». Болотников был беглым холопом князя Телятевского, в молодости сбежал к казакам, где прошёл боевую подготовку. Во время боя попал в плен к крымским татарам, которые продали его в рабство в Турцию. Турки определили Болотникова на галеры. В одном сражении венецианцы разбили турецкий флот и освободили рабов. Болотников затем оказался в Германии приказчиком у богатого итальянца. Узнав о спасении царя Дмитрия из Москвы, он бросил выгодную службу и отправился в Речь Посполитую, откуда и вошёл в Россию. Возможно, что и Болотников был соответствующим образом подготовлен за границей.

Лжедмитрий II

В Речи Посполитой Болотников встретил человека, который называл себя царём Дмитрием, спасшимся из Москвы от Шуйского. Так Болотников стал «воеводой царя Дмитрия», как он представлялся в России. Но Лжедмитрий II вступил в Россию уже после подавления восстания Болотникова.

Второму Лжедмитрию не суждено было сыграть такую же роль, как первому. В своём войске он зависел от польских авантюристов, оказавших ему поддержку в надежде на захват богатой добычи и вотчин в России. Однако при первой же возможности он избавился от поляков и даже попытался разыграть русскую патриотическую карту, представляя себя альтернативой призванию на московский престол польского королевича. В своей политике он был едва ли не более радикальным предводителем низов, чем сам Болотников, так как издал указы о свободе крестьян и холопов.

Лжедмитрий II – ещё более загадочная фигура, чем упомянутые ранее. О нём ещё меньше достоверных исторических свидетельств. Те, что имеются, передают о нём противоречивые данные – в большинстве своём такие, которые ухудшали его репутацию в глазах людей Средневековья. Например, что он был евреем и даже некрещёным.

Источник: russian7.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы