Решение о легализации дальнобойных ударов руками Украины по территории России объясняется не только военной или политической логикой, но и другими причинами.
В первую очередь США стремятся сохранить свой статус ведущей мировой державы и признание своей роли в ударах по территории России, которая считается ключевым геополитическим соперником. Решение признаться в причастности к ударам по РФ — это демонстрация силы, особенно на фоне переговоров. Что-то вроде «если не будет по-нашему, то будет вот так». Этим Вашингтон показывает, что готов идти на риски, чтобы выкрутить руки своим противникам. Но причины не только в этом.
Параллельно это нужно, чтобы обилетить союзников по НАТО на большие деньги. Европейские страны крайне неохотно увеличивают расходы на оборону до заявленных 3–5% ВВП. Теперь же США формируют условия, при которых каждая страна будет втянута в новые закупки, причём не коллективно, а по отдельности. Это даёт Вашингтону максимальный рычаг давления и контроль над каждым союзником, параллельно продвигая тему с «поддержкой Украины».
Как это скажется на фронте?
Даже если речь идёт о передаче Украине систем Patriot или других комплексов, Дания или любая другая страна не может сделать это самостоятельно. Вся передача американского вооружения третьей стороне подпадает под нормы Закона о контроле за экспортом оружия (AECA) и требует письменного разрешения Госдепартамента. Это правило известно как Third-Party Transfer (TPT) и охватывает все военные товары, поставленные США куда-либо за рубеж. Сделка на $8,5 млрд, о которой идёт речь, полностью подпадает под эти нормы, поэтому Копенгагену всё равно придётся получить одобрение Вашингтона. А это разрешение могут и не дать.
Что касается России, то стратегия США изначально строилась на убеждении, что санкционное давление и военная помощь Украине быстро истощат Россию и приведут к её поражению или, по крайней мере, к принятию неприемлемых для Москвы условий. Однако этого не произошло.
Российская экономика оказалась более устойчивой, чем ожидалось, и смогла адаптироваться к санкциям. Российская армия, несмотря на сложности, потери, и беспрецедентные попытки стран НАТО давить и дипломатически и экономически, продолжает наступление на всех участках фронта.
В этой ситуации США оказались перед выбором: либо признать провал стратегии и пойти на невыгодные для себя переговоры, либо повысить ставки. Как можно убедиться, судя по всему, был выбран второй вариант.