Наталья Наговицина. Фото: соцсети
Родственники альпинистки Натальи Наговициной, которая оказалась в сложной ситуации на пике Победы с переломом ноги, узнали о полном прекращении спасательной операции через средства массовой информации. По их словам, представители туристической компании не желают общаться и игнорируют звонки. Близкие Натальи заявили, что не планируют выплачивать огромные суммы за спасательные работы, которые, по их мнению, не проводились.
Превышение страховки
В понедельник, 25 августа, Дмитрий Греков, руководитель базового лагеря «Южный Иныльчек», сообщил, что операция по спасению альпинистки из Москвы, Натальи Наговициной, официально завершена. В субботу, из-за плохих погодных условий, группа спасателей была отозвана с пика Победы. В понедельник МЧС Киргизии планировало отправить поисковый дрон к ней, но также отказалось от этой идеи из-за тумана, накрывшего вершину.
«Мы узнали из новостей, что Наташу больше не будут спасать,— сказала aif.ru Юлия Лыкова, сестра пропавшей альпинистки. — За все это время с нами никто из официальных лиц не связывался. Только в самом начале звонили из компании „Аксай-тревел“, у которой сестра приобрела тур на пик Победы. Но после этого они прекратили отвечать на наши звонки».
Семья узнала не только о завершении спасательной операции, но и о том, что они, оказывается, будут должны огромные деньги за нее. Известно, что Наталья Наговицина приобрела самый бюджетный тур на пик Победы стоимостью 1800 долларов, эта сумма была без гида. Пока неизвестно, шла ли группа без гида или с гидом за отдельную плату, как обсуждают в альпинистских кругах, был ли ее напарником Роман Мокринский, но в любом случае, в стоимость тура входила минимальная страховка. Как сообщают СМИ, в случае ЧП по этой страховке покрывались спасательные работы на 35 тысяч долларов, а в итоге стоимость спасательных работ составила, по предварительным оценкам, около 60 тысяч долларов — в эту сумму входят вертолеты, спасательные группы, дроны и прочее.
Осталась в горах. Священник высказался о душе альпинистки Наговициной Подробнее
«А Наталью ли спасали?»
Так как спасение Натальи не состоялось, единственному сыну, как наследнику первой очереди, придется оплачивать разницу примерно в 25 тысяч долларов (по текущему курсу это два миллиона рублей). Его зовут Михаил Наговицин, он проживает в Москве и работает программистом.
«Пока что никто не предъявлял этой семье якобы долг,— рассказали aif.ru друзья Наговициной. — Но они не собираются ничего платить. За что? Какие реально были спасательные работы? По их словам, дрон вылетел два раза, и мы только одно видео видели в СМИ. Вертолет приземлялся, в первую очередь, к Роману и Гюнтеру, так как они находились ниже. А все объявили, что это за Наташей прилетали. На самом деле, за Романом и Гюнтером, и еще искали иранцев с дронов. Кстати, что еще огорчает, смерть иранцев некоторые СМИ также свалили на Наташу — якобы они погибли, отправившись ей на помощь. Это не так, мы смотрели отчет».
Наталья Наговицина. Фото: соцсети
По словам близких, они ознакомились с отчетом компании «Аксай-тревел» о происшествии. Он был очень коротким, но в нем указано, что 12 августа при спуске с вершины, идущие в связке Роман Мокринский и Наталья Наговицина встретили двух альпинистов из Ирана — Марьям Пилехвари и Хасана Сейфоллаха. Они поднимались в гору. Спустя пару часов после этой встречи Роман и Наталья сорвались с узкого гребня возле Черной Скалы, называемого «ножом». Наговицина получила перелом ноги и утратила способность передвигаться.
Иранцы пропали со связи. Их искали с помощью дронов, но, по словам Дмитрия Грекова, спасательная операция в отношении них также была прекращена 25 августа из-за плохой погоды. Он отметил, что, скорее всего, Марьям Пилехвари и Хасан Сейфоллах сорвались с гребня и скатились в сторону Китая. Поэтому близкие Натальи Наговициной уверены, что гибель иранцев не имеет отношения к ней. Тем не менее, по их мнению, к ней не имеют отношения и все спасательные работы, проводившиеся как силами киргизского Минобороны, так и силами туроператора.
Наталья Наговицина. Фото: соцсети
Кто заплатит за спасение?
Что касается необходимости оплаты наследниками за превышение страховки или нет, то, по словам московского адвоката Дениса Смирнова, ответ однозначный.
«Согласно международным нормам, счета за спасательные операции не выставляются,— поясняет юрист aif.ru. — Да, любители экстремального туризма: дайверы, альпинисты, спелеологи и другие — покупают специальные страховки. Но они касаются в основном медицинской помощи в случае причинения физического вреда здоровью».
Смирнов подчеркивает, что даже если при предоставлении медицинской помощи счет превышает страховую сумму, а застрахованный умирает, долг не передается его наследникам. О таких случаях он не слышал. По словам адвоката, даже если какая-либо компания решится подать такой иск, шансов на его удовлетворение практически нет.
В погоне за «Снежным барсом». Знакомый Наговицыной объяснил ее рок Подробнее
«В таких делах много нюансов, — отмечает адвокат Ирина Зуй. — Необходимо изучить законодательство Киргизии. В спасательных работах на пике Победы участвовали и сотрудники Минобороны, и МЧС. Оплачивается ли их работа самими пострадавшими альпинистами или это государственная программа? И соблюдала ли Наталья Наговицина все меры безопасности? В любом случае, согласно законодательству РФ, долги умершего переходят к его наследникам, но только в пределах стоимости унаследованного имущества».
То есть, как объясняет Зуй, если сумма долга превышает стоимость унаследованного имущества, наследник может отказаться от принятия наследства, чтобы избежать уплаты долгов.
Наталья Наговицина. Фото: соцсети
Всё через суд
Что касается наследства, то, судя по всему, Наговицины проживали в центре Москвы, в Пресненском районе. В 2022 году Наталья подала иск о признании ее мужа Сергея умершим. Эта процедура необходима в случаях, когда тело человека не было найдено — в 2021 году Сергей Наговицин погиб при восхождении на вершину Хан-Тенгри, он скончался от инсульта, а спасатели не смогли дотащить его до лагеря. Без признания человека умершим нельзя вступить в наследство. Иск подавался именно в Пресненский районный суд в Москве, что обычно делается по месту регистрации человека. Если у Натальи действительно была квартира в центре столицы, то ее стоимость, конечно, значительно превышает два миллиона рублей.
Наталья Наговицина. Фото: соцсети
Что касается имущества, то у Натальи была часть накопительной пенсии погибшего мужа. За ее получением ей также пришлось обращаться в суд. Согласно тексту решения Пресненского суда, при жизни Сергея Наталья не знала о его пенсионных накоплениях и узнала об этом значительно позже его гибели. Согласно законодательству, она имела право на их получение, так как смерть застрахованного лица произошла до назначения ему накопительной части трудовой пенсии. Поэтому суд в 2023 году удовлетворил иск Наговициной. Сумма неизвестна, но если ее не успели потратить, она также вошла в наследственную массу.
Чтобы вступить в наследство, Михаилу Наговицину придется пройти весь путь, который прошла его мать три года назад, то есть признавать Наталью умершей через суд.