Борис Пуго, Григорий Явлинский. Коллаж АиФ
Август 1991 года запомнился в нашей стране как «путч ГКЧП», после которого распад государства начался стремительно. Со временем стало очевидно, что события не соответствовали тому, как их описывали СМИ в период с 19 по 21 августа.
Не так, как кажется
Во-первых, так называемая изоляция Михаила Горбачева в Крыму больше походила на самоизоляцию — президент СССР наблюдал за развитием событий, ожидая, какая сторона одержит победу.
Противостояние между членами ГКЧП и президентом России Борисом Ельциным также не имело катастрофических последствий. Теперь известно, что никто не собирался арестовывать президента России, и, более того, в течение всех трех августовских дней между ним и членами ГКЧП регулярно велись телефонные переговоры. Только убедившись в нерешительности участников провозглашенного Государственного комитета по чрезвычайному положению, Ельцин вместе с соратниками активизировался, фактически решив «списать» союзное руководство.
Парадокс заключается в том, что никто ГКЧП и не разгонял — официальный Комитет объявил о своем самороспуске вечером 21 августа. А спустя пять часов Генпрокурор РСФСР Валентин Степанков выписал ордера на арест членов ГКЧП.
Члены ГКЧП (слева направо): А. Тизяков, В. Стародубцев, Б. Пуго, Г. Янаев и О. Бакланов. Фото: РИА Новости/ Владимир Родионов
Преступление, которого не было?
Тем не менее уголовное дело в конечном итоге оказалось полным провалом. Очень быстро стало очевидно, что доказать выдвинутые обвинения будет крайне сложно. Как уже упоминалось, сам факт узурпации власти и превышения полномочий людьми из правительства СССР вызывал большие сомнения. Горбачева никто не свергал и не арестовывал. А говорить об измене Родине в сложившихся условиях просто нелепо. В результате в феврале 1994 года члены ГКЧП были амнистированы.
Главком Сухопутных войск Валентин Варенников, отказавшийся от амнистии, добился оправдательного решения суда. В постановлении, вынесенном летом 1994 года, говорилось: «Мотивами и целью его действий были не корыстные побуждения или иная личная заинтересованность, а сохранение и укрепление своего государства, что соответствовало воле народа, высказанной на референдуме 17 марта 1991 г.». Следует отметить, что оправдательный приговор в отношении Варенникова был подтвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Однако один из членов ГКЧП не дожил до августа 1991 года.
Руцкой и компания. Что стало с участниками Августовского путча? Подробнее
«Он сделал этот шаг»
Министр внутренних дел СССР Борис Пуго погиб в своей квартире вместе с супругой 22 августа 1991 года.
Оставленные ими записки свидетельствовали о том, что министр и его жена сделали осознанный выбор.
Все, кто знал Пуго на протяжении многих лет, считали его человеком исключительно порядочным и стойким в своих убеждениях. Тем не менее союзный министр внутренних дел для либералов последних лет СССР стал чуть ли не главным объектом ненависти. Его обвиняли во всех мыслимых грехах.
Когда стало известно о смерти Бориса Пуго, в российском Белом доме депутаты-победители встретили эту новость овацией.
Сын министра Вадим Пуго в интервью изданию «День» в 1993 году заявлял: «В последний вечер перед смертью отец сказал: „Вадим, это большая игра! Умный у тебя отец, а этого не понял! Все это — одна большая игра, и мы в ней проиграли“. В тот последний вечер он сказал о Горбачеве: „Он нас всех продал! Жалко — так дорого купил и так дешево продал! Всех!“ К сожалению, отец не добился ничего… Поняв, что проиграл, он оказался обманут, осознав, что идеалы государственности, которым служил всю жизнь, рухнули, и какая грязь теперь будет править страной, он сделал этот шаг…»
Борис Пуго. 1990 г. Фото: РИА Новости/ Алексей Бойцов
Подробности по «горячим следам»
Смерть главы МВД СССР до сих пор окружена слухами, поскольку тот самый несостоявшийся арест был организован весьма странно. В первую очередь из-за присутствия в группе, которая намеревалась арестовать Пуго, политика Григория Явлинского.
На момент августа 1991 года будущий лидер партии «Яблоко» не занимал никаких официальных должностей. Более того, он не имел никаких специальных полномочий.
24 августа 1991 года журналист издания «МК» Равиль Зарипов сообщил: «Участие Григория Явлинского в задержании Пуго было как случайным, так и запланированным. Он участвовал в обсуждении плана арестов».
Вроде бы на тот момент у президента РСФСР был весь необходимый правовой аппарат. Почему же в обсуждении плана арестов принимало участие гражданское лицо?
В той же статье Явлинский сам рассказывает: «Сказали: „Мы знаем, где Янаев, но не знаем, где Пуго“. Он пропал с утра 22 августа… Искали три часа. Установил его местонахождение сам Иваненко. Он каким-то образом хитро ему позвонил, и Пуго снял трубку».
Здесь всё неверно. Пуго никуда не собирался скрываться, находился в своей квартире, и совершенно непонятно, каким образом глава КГБ искал его три часа по домашнему адресу.
Далее Явлинский рассказывает еще более интересные вещи: «Состоялся следующий разговор: „Борис Карлович, это говорит председатель КГБ России Иваненко. Я хотел бы с вами поговорить“. Затем была длительная пауза, после которой Пуго сказал: „Хорошо“. — „Мы сейчас к вам подъедем, вы никуда не уходите“. — „Ладно“.
Борис Пуго, 1991 г. Фото: РИА Новости/ Виталий Савельев
Очень странные дела
Получается, человек, наделенный полномочиями арестовать обвиняемого в заговоре и измене Родине, предоставлял ему время как для бегства, так и для сокрытия улик. Или, что еще хуже, время для принятия рокового решения. Если обстоятельства складывались именно так, как утверждал Явлинский 24 августа, возникает множество вопросов к тем, кто собирался арестовывать Пуго.
Но это еще не всё: «Мы немедленно выехали туда. До этого квартира была блокирована, хотя никто не знал, находится ли Пуго внутри… В принципе, группа захвата была готова, но мы ехали порознь. И мы, не дожидаясь их, начали действовать».
Допустим, Явлинский — гражданское лицо. Но на арест Пуго выехали уже упоминавшийся председатель КГБ СССР Иваненко, первый замминистра МВД РСФСР Ерин и заместитель генерального прокурора РСФСР Евгений Лисов. Исходя из описания Явлинского, тут нарушено всё, что можно.
Самые яркие кадры августовского путча 1991 года
Сотни тысяч человек собрались на Манежной Площади в Москве 10 марта 1991 года с требованиями отречения от власти Михаила Горбачева и его коммунистических соратников. © russianlook.com
В 1991 году консервативно настроенные государственные деятели из числа высшего руководства страны, недовольные политикой президента СССР Михаила Горбачёва, образовали Государственный комитет по чрезвычайному положению. Целью их было не допустить распада СССР. © russianlook.com
ГКЧП объявили о чрезвычайном положении в стране. В столицу были введены танки, москвичи вышли на улицы. © russianlook.com
Толпа окружила БТР, пытаясь заблокировать дорогу. © russianlook.com
Защитники Белого дома перегородили дорогу сдвинутыми троллейбусами. В результате столкновения с военными три защитника Дома Советов погибли, они посмертно стали Героями Советского Союза. © russianlook.com
Москвичи строят баррикады на подступах к зданию Верховного Совета РСФСР. © russianlook.com
Люди на баррикадах перед Белым домом 21 августа 1991 г. © russianlook.com
Толпа окружила БТР, пытаясь заблокировать дорогу 19 августа 1991 г. Военная техника вышла на улицы Москвы после того, как было объявлено, что президента Михаила Горбачёва сместили с поста, и на его место пришел Геннадий Янаев. © russianlook.com
Люди в палатках перед Белым домом 21 августа 1991 г. © russianlook.com
Люди на баррикадах перед Белым домом 21 августа 1991 г. © russianlook.com
Люди на баррикадах перед Белым домом 21 августа 1991 г. © russianlook.com
Люди перед Белым домом 21 августа 1991 г. © russianlook.com
© russianlook.com
Самые яркие кадры августовского путча 1991 года