Ядерная триада Федосова: как в 1996 году он остался на службе, защищая «крылья Родины»

Сюжет Русские конструкторы Евгений Федосов. Евгений Федосов. Российская академия наук

На 97-м году жизни скончался академик Евгений Александрович Федосов, более 70 лет из которых он посвятил созданию лучшей в мире авиации — как гражданской, так и военной.

Академик сделал значительный вклад в развитие авиационной части ядерной триады СССР, будучи ее идейным вдохновителем. Он имел честь работать с выдающимися авиаконструкторами Микояном, Сухим, Туполевым.

Не кабинетный учёный, а практический специалист

В мае этого года выдающийся ученый в кругу коллег отметил свой 96-й день рождения. До последних дней своей жизни он исполнял обязанности научного руководителя Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС), куда пришел молодым специалистом в 1954 году на пост старшего инженера.

В Институте под его руководством и с его участием были созданы комплексы вооружения и управления для истребителей, ударных самолётов и бомбардировщиков МиГ, Су, Ту, Як, а также боевых вертолетов Ми и Ка.

В своих воспоминаниях Федосов отмечал, что физика была его любимым предметом в школе, и именно ей, а не авиацией, он намеревался посвятить свою жизнь. В его подростковые годы произошла Великая Отечественная война. В 1947 году, когда будущий академик завершил обучение в школе, уже была создана первая атомная бомба и ракеты «земля — земля» и «воздух — поверхность». Верный своей любви к физике, Евгений выбрал для поступления Московское высшее техническое училище им. Баумана (ныне — МГТУ им. Баумана) на факультет приборостроения. Уже в студенческие годы стало очевидно, что он станет не кабинетным ученым, а практическим специалистом.

Ударная мощь российской авиации

Су-27— многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Впервые поднявшись в воздух 38 лет назад, он и по сей день остается одним из лучших в своем классе. Максимальная скорость самолета — 2500 километров в час, дальность полета 3530 километров, практический потолок 18,5 километров. Су-27— многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Впервые поднявшись в воздух 38 лет назад, он и по сей день остается одним из лучших в своем классе. Максимальная скорость самолета — 2500 километров в час, дальность полета 3530 километров, практический потолок 18,5 километров. © EPA Су-30 – двухместный многоцелевой тяжёлый истребитель поколения 4+, созданный на базе Су-27УБ. В 2005 Су-30 ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях в небе над Индией. В 2015 в Великобритании в рамках международных учений были проведены учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon КВВС Великобританиии и Су-30 ВВС Индии. Индийские ВВС одержали победу на д ВВС Британии с счётом 12:0. Су-30 – двухместный многоцелевой тяжёлый истребитель поколения 4+, созданный на базе Су-27УБ. В 2005 Су-30 ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях в небе над Индией. В 2015 в Великобритании в рамках международных учений были проведены учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon КВВС Великобританиии и Су-30 ВВС Индии. Индийские ВВС одержали победу на д ВВС Британии с счётом 12:0. © EPA Су-35 — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++ с двигателями с управляемым вектором тяги. Новейший самолет, поставляемый сейчас для ВВС. В ближайшие годы Су-35 станет основным экспортируемым боевым самолетом России. Су-35 — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++ с двигателями с управляемым вектором тяги. Новейший самолет, поставляемый сейчас для ВВС. В ближайшие годы Су-35 станет основным экспортируемым боевым самолетом России. © EPA МиГ-29 - советский и российский многоцелевой истребитель четвертого поколения. Также один из самых массовых боевых самолетов России. Этот тип истребителей активно поставлялся на экспорт. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая палубные. МиГ-29 — советский и российский многоцелевой истребитель четвертого поколения. Также один из самых массовых боевых самолетов России. Этот тип истребителей активно поставлялся на экспорт. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая палубные. © EPA МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский боевой самолет четвертого поколения. Предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах. Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800 - 900 км. МиГ-31 — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский боевой самолет четвертого поколения. Предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах. Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800 — 900 км. © РИА Новости Су-24 - фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, за свой вытянутый нос получил прозвище «Фехтовальщик», а за угловатую форму корпуса – «Чемодан». Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Су-24 — фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, за свой вытянутый нос получил прозвище «Фехтовальщик», а за угловатую форму корпуса – «Чемодан». Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. © РИА Новости Бронированный дозвуковой штурмовик Су-25, получивший прозвище «Грач», предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Является одним из самых массовых самолетов Советской и Российской армии. Он участвовал во многих боевых действиях. Бронированный дозвуковой штурмовик Су-25, получивший прозвище «Грач», предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Является одним из самых массовых самолетов Советской и Российской армии. Он участвовал во многих боевых действиях. © РИА Новости Су-34 - многофункциональный истребитель-бомбардировщик поколения «4+» узнаваем по характерной форме приплюснутого носа. Был официально принят на вооружение в 2014 году. Это основной ударный самолет ВВС РФ. Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток. Су-34 — многофункциональный истребитель-бомбардировщик поколения «4+» узнаваем по характерной форме приплюснутого носа. Был официально принят на вооружение в 2014 году. Это основной ударный самолет ВВС РФ. Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток. © РИА Новости Ту-22М - дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Данная модель предназначена для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами наземных и морских целей. Всего было построено около пятисот Ту-22М разных модификаций. Максимальная скорость самолета - 2 тысячи км/ч, практическая дальность - 7 тысяч км, практический потолок - 14 тысяч метров. Экипаж - 4 человека. Может нести крылатые ракеты с обычным или ядерным зарядом. Ту-22М — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Данная модель предназначена для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами наземных и морских целей. Всего было построено около пятисот Ту-22М разных модификаций. Максимальная скорость самолета — 2 тысячи км/ч, практическая дальность — 7 тысяч км, практический потолок — 14 тысяч метров. Экипаж — 4 человека. Может нести крылатые ракеты с обычным или ядерным зарядом. © РИА Новости Ту-95МС - турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Максимальна скорость - 850 км/ч, практическая дальность - до 11 тысяч км, практический потолок - 10,5 тысяч метров. Экипаж - 7 человек. Вооружение - крылатые ракеты большой дальности, 2 пушки калибра 23 мм. Ту-95МС — турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Максимальна скорость — 850 км/ч, практическая дальность — до 11 тысяч км, практический потолок — 10,5 тысяч метров. Экипаж — 7 человек. Вооружение — крылатые ракеты большой дальности, 2 пушки калибра 23 мм. © РИА Новости Ту-160 - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров

Источник
Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы