«Я больше не проводник: откровения бывшего сотрудника РЖД о зарплате, пассажирах и причинах увольнения»

«Я больше не проводник: откровения бывшего сотрудника РЖД о зарплате, пассажирах и причинах увольнения»

Я больше не ношу униформу и не вскакиваю по ночам на стук в дверь купе.

После нескольких лет работы проводником мне хочется поделиться реальной историей — без цензуры, без страха последствий и попадания в «чёрный список».

Скорое «обучение» и суровая действительность

Три месяца обучения сократили до одной недели. Нам выдали папку с документами, показали несколько видео — и сразу отправили в первый рейс. Романтики в путешествиях не было: на конечной станции всего 3–4 часа, чтобы сдать бельё, отмыть вагон, отчитаться за чай и торговлю, принять новое бельё. Выспаться практически не представлялось возможным. За месяц дома я бывал лишь раз или два.

Инциденты на маршруте

Пассажиры часто недооценивают риски. Один мужчина вышел на станцию за сигаретами, опоздал к отправлению, и его семья потянула стоп-кран. Весь состав резко остановился, люди падали с полок — штраф для экипажа.

Бывало и хуже. Однажды по ошибке посадили не того человека. Он должен был ехать в Москву, а оказался на поезде, отправлявшемся на Север. Высадили на технической станции посреди леса — дверь открыли, а человека оставили одного в глухой тайге.

Вагон-ресторан и «дополнительные услуги»

Вагон-ресторан постоянно создавал проблемы. Зарплата сотрудников зависела от выручки, поэтому водку продавали по 1000 рублей (закупали по 200), еду иногда привозили несвежую. Санитарные нормы соблюдались формально: поваром часто оказывалась та же уборщица, что час назад мыла туалеты.

Проводники торговали всем: чаем, кофе, сигаретами, водкой, презервативами, таблетками. Курить разрешали тем, кто покупал газеты или лотерейки. С полицейскими договаривались «по старой памяти».

Зимние трудности

Зимой старые туалеты забивались и замерзали при -30°. Приходилось монтировкой выковыривать ледяные глыбы и раздавать чай. На многих станциях просто не было воды.

Тормозная система намерзала — и проводник должен был на каждой станции за 2 минуты прочистить колодки. Если не успевал, тормозной путь удлинялся вдвое. Однажды на переезде застряла машина, тормоза не сработали — и вся вина ложилась на проводника.

Штрафы и «неофициальные доходы»

Зарплата составляла 25–30 тысяч, но штрафовали буквально за всё: не проданный чай, объяснительные, даже за обоснованное использование стоп-крана. Чай выдавали по нереальному плану — не проданное вычитали из зарплаты, излишки везли домой.

Имелись и «дополнительные» доходы: «зайцев» сажали за наличные (1000 рублей за станцию), купе переполняли сверх нормы. Жалобные книги делили на две: одну показывали начальству, вторую с критикой выбрасывали.

Почему я это рассказываю

Хочу, чтобы пассажиры осознали: работа проводника — это не романтика, а настоящая физическая работа. После прочтения кто-то, возможно, просто скажет «спасибо» за кипяток или улыбнётся проводнику, понимая, что за этим стоит гораздо больше, чем кажется на первый взгляд

Фото: sibkray.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы