«Встать! Вы арестованы!» — реакция Лаврентия Берии на слова маршала Жукова о его судьбе

«Встать! Вы арестованы!»: почему Берия «онемел» от слов маршала Жукова

После смерти Сталина Жуков и Берия поддерживали близкие личные связи. О их дружеских отношениях говорит назначение маршала Победы первым заместителем министра обороны СССР на пленуме ЦК КПСС 9 марта 1953 года, что произошло сразу после кончины Иосифа Виссарионовича (с поста командующего Уральским военным округом, где Жуков находился в сталинской опале). По информации большинства источников, это назначение было предложено Берией.

Серго Берия, сын влиятельного министра внутренних дел, рассказывает, что в те мартовские дни Жуков говорил Лаврентию Берии, что его следовало бы назначить министром обороны (этот пост занял «партийный маршал» Николай Булганин). «Пока, сказал отец, не получилось, и нужно немного подождать. “Ты, Георгий, – говорил отец, – не переживай. Я никого, кроме тебя, не вижу на этом посту”».

Ключевую роль в аресте Берии сыграл генерал-полковник (будущий маршал) Кирилл Москаленко, командующий Московским округом ПВО. Утром перед запланированным арестом Берии, 25 июня 1953 года, Хрущёв и Булганин вызвали его в Кремль для обсуждения предстоящих действий. Во время обсуждения, кого из высокопоставленных военных можно было бы привлечь к операции, Москаленко предложил Жукова. Согласие было получено неохотно, причём Булганин и Хрущёв настаивали, чтобы Жуков пришёл без оружия.

Это важная оговорка. Сам Жуков также отмечает, что у шести военных, арестовывавших Берия на заседании Президиума (так тогда называлось Политбюро) ЦК, было всего два пистолета. Причём сам Жуков не имел оружия. Тем не менее, Москаленко утверждает, что оружие было у всех, кроме Жукова. Возможно, Хрущёв, Маленков и Булганин, задумавшие устранить Берия, опасались маршала именно в этом деле.

Но если они его боялись, возникает вопрос, зачем вообще посвящали его в заговор? Вероятно, в этом случае имела место перевербовка. И Жуков, взвесив шансы сторон, решил поддержать тех, чья победа казалась более вероятной.
Поведение Берии становится непонятным, если он действительно боялся заговора против себя. Он направлялся в Кремль, не опасаясь последствий. Существуют неопределённые сведения, что Жуков предупредил его о готовящемся аресте, однако Берия полагал, что его не посмеют тронуть. Что могло придавать ему такую уверенность? Возможно, он знал, что Жуков находится в соседней комнате? Тогда Берия имел право надеяться, что Жуков, как его союзник, обеспечит ему безопасность во время этого заседания. А Хрущёв и другие заговорщики могли привлечь Жукова именно из-за этого, чтобы усыпить бдительность Берия.

Обратим внимание на реакцию Берии во время ареста. Когда Жуков появился среди вооружённых генералов и скомандовал: «Встать! Вы арестованы!», Берия, по словам маршала, «онемел». Эта реакция ступора, как правило, характерна для ситуации предательского удара в спину, когда человек, на которого ты надеешься, внезапно поворачивается против тебя.

Можно даже предположить, что Лаврентий Павлович ожидал, что Жуков прикажет генералам арестовать членов Президиума. Так ли это было на самом деле, мы, вероятно, никогда не узнаем. В целом, дело Берия до сих пор окутано тайной.

Источник: russian7.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы