Еженедельник «Аргументы и Факты» № 38. Бабушка не для себя 17/09/2025 В мультфильме «Крокодил Гена» 1969 года Шапокляк угнала «Муравей» у экспедитора. Commons.wikimedia.org
В 1953 году фильм «Римские каникулы» начал своё успешное путешествие по мировым экранам. Этот фильм создал новый образ: молодая красавица, мчащаяся по Риму на необычном виде транспорта — мотороллере.
На Одри Хепбёрн в романтической комедии обратили внимание и в СССР, причем с практической точки зрения. Кино вышло в советский прокат только в 1960 году, но уже в 1956-м Совет Министров СССР принял постановление о начале массового производства мотороллеров в нашей стране.
Одри Хепберн и Грегори Пек на мотороллере Vespa в фильме «Римские каникулы». Фото: www.globallookpress.com
Копия «Веспы»
Уже в 1957 году на рынок вышли мотороллеры (в настоящее время их называют скутерами) «Вятка ВП-150», которая являлась точной копией итальянской модели Vespa 150 GS. По словам создателя мотомузея Кожушковых Павла Кожушкова, на данный момент нет точных данных о том, является ли «Вятка» лицензионной или «пиратской» копией «Веспы». «Наши архивные специалисты не нашли документов, подтверждающих разрешение на копирование этой модели. Но, возможно, мы еще не всё исследовали, — сообщил он „АиФ“. — Эта модель была выбрана из-за её практичности. В 1950–1960-е годы дороги в СССР оставляли желать лучшего, и было важно выбрать технику, защищённую от пыли и грязи».
Элегантный внешний вид и низкий уровень шума быстро сделали «Вятку» очень востребованной. Владеть таким скутером считалось почётным, особенно среди мужчин, но особую популярность он завоевал у женщин.
«Главное отличие мотороллера от мотоцикла — это компоновка. У скутера двигатель и бензобак расположены под сиденьем, что дало возможность девушкам в платьях и юбках садиться, не перебрасывая ногу через раму. Кроме того, на мототранспорте впервые появились такие удобные элементы, как металлические крючки для сумок под рулём и корзинки под фарой», — пояснил коллекционер.
В «Вятке ВП-150» специально для женщин были крючки для сумочек. Фото: Commons.wikimedia.org
За десятилетие было выпущено почти 300 тысяч экземпляров «Вятки ВП-150». Их цена составляла около 270 рублей, что было как минимум на 60 рублей ниже стоимости самого дешёвого мотоцикла «Минск». В настоящее время такой скутер стоит от 50 тысяч рублей за экземпляр, нуждающийся в реставрации, до полумиллиона рублей. «Ценовая категория может варьироваться до бесконечности в зависимости от ценности, года выпуска и состояния», — говорит эксперт.
В 1967 году с конвейера сошёл последний близнец «Веспы». Округлённые формы были заменены более грубым дизайном. «Вятка В-150М» стала двухместной, но новая внешность ухудшила её практичность. Конструкторы перенесли «поворотники» на концы рукояток руля. Дорожные испытания показали ошибочность этого решения. Даже при лёгком падении мотороллера указатели поворотов разбивались. Кстати, именно на таком скутере вёз свою жену на свидание герой Александра Абдулова в фильме «С любимыми не расставайтесь».
Немецкий след
В СССР не стали делать ставку на один вид транспорта, и параллельно с «Вяткой» советская промышленность начала производить другой, более мощный мотороллер «Тула Т-200». Это — копия немецкого скутера Goggo 200, который выпускался на оборудовании, вывезенном из ФРГ по репарациям после Великой Отечественной войны.
«Тула Т-200» с немецкими корнями считался люксовым. Фото: Commons.wikimedia.org
«Тула» имела мощный двигатель объёмом 199 «кубиков», была тяжелее «Вятки» почти на 40 килограммов и стоила на 50 рублей дороже. Кроме того, «Тула» стала первым в нашей стране скутером, который производился в модификации с коляской.
«Коляски производились на различных заводах и даже в небольших кооперативных производствах, поэтому их существует множество вариантов. Есть и самоделки, поскольку люди были способны на техническое творчество», — замечает Павел Кожушков.
Несмотря на высокую скорость («Тула» могла развиться до 80 км/ч) и экономичность двигателя (3,4 литра бензина на 100 километров при скорости 50 км/ч), особой популярности среди советских граждан этот скутер не завоевал. Тем не менее, он сыграл важную роль: стал родоначальником знаменитого семейства мотороллеров.
Переживший СССР
Уже в 1961 году тульские инженеры начали эксперименты с компоновкой скутеров. Тогда были разработаны трёхколёсные модели с багажниками для народного хозяйства, ставшие предками известных «Муравьёв». На таком транспортном средстве герой Николая Бурляева развозит выпечку и кулинарию в фильме «Мама вышла замуж». Мальчишки и девчонки 1960–1970-х годов должны помнить «Муравьи» с алюминиевыми будками с рефрижераторами для продажи мороженого. По словам Кожушкова, эта модификация сейчас считается весьма востребованной среди коллекционеров.
Николай Бурляев на мотороллере «Муравей» в фильме «Мама вышла замуж», 1969 г. Кадр из фильма
«Муравьи» пришлись по душе и дачникам, и сельским жителям. «Бабушка с дедушкой жили в городке Калач-на-Дону и почти круглый год занимались каким-то хозяйством: свиньи, бахча, виноградник. „Муравей“ там стал просто незаменимым помощником, — рассказал создатель мотомузея. — Этот малыш способен на многое, его официальная грузоподъёмность — 250 килограммов. У некоторых моделей есть интересные конструктивные особенности. На версии, что находится в нашем музее, несущая рама кузова сделана из дерева. Обычно „Муравьи“ использовались в хозяйстве весьма активно и нагружались по максимуму. По одной из гипотез, если бы несущие элементы рамы были металлическими, они могли бы гнуться, что вызвало бы проблемы с ремонтом. В этом случае ремонт можно было провести „на коленке“: сломал, выточил тут же брус из дерева, а то и просто бревно воткнул и поехал дальше».
Мотороллер, переживший всех, включая СССР, — так иногда называют «Муравей». Его конструкцию регулярно модернизировали, добавляя, например, пластиковые элементы кузова, но он выпускался до 1995 года.
Мопед «Верховина-4». Фото: Commons.wikimedia.org
Наивный вопрос
Почему скутер не мопед?
В обиходе мотороллеры иногда называют мопедами, но это совершенно неверно. Мопед имеет компоновку мотоцикла и всегда оснащён велосипедными педалями. Именно поэтому используется аббревиатура «мопед», что значит мотор-педали. Кстати, в СССР был также транспорт с экзотическим для нынешнего времени названием «мокик». Например, «Дельта». Это сокращение от мотор-кикстартер.