После трагедии MH17 в России возникли опасения по поводу безопасности президентского самолета.
После информации о возможной встрече Владимира Путина и Дональда Трампа в Будапеште усиливается вопрос: через чье небо будет лететь российский президент — и кто может гарантировать, что борт № 1 не станет мишенью?
Дональд Трамп сообщил о намерении провести второй саммит с Владимиром Путиным в венгерской столице.
Как уточнила пресс-служба Кремля, инициатива исходила от Трампа, и российский лидер её одобрил.
«Кто-то может объяснить, как обеспечить безопасность нашего президента?»
Депутат Госдумы, профессор Самарского университета Михаил Матвеев в социальных сетях задал вопрос, который в спокойные времена казался бы немыслимым.
«Кто-то может объяснить, как обеспечить безопасность нашего президента на пути в Будапешт, где предполагается встреча с Трампом, и какой это будет маршрут? Через чье воздушное пространство? Как я понимаю, борт № 1 должны сопровождать наши ВВС. Их пустят в воздушное пространство НАТО?», — выразил сомнения парламентарий.
По словам Матвеева, реальность последних лет такова, что «лететь через враждебные страны для встречи с Трампом» — это риск, который уже невозможно игнорировать.
Когда депутат федерального парламента открыто сомневается, смогут ли самолёт президента России пройти над Европой, это не просто эмоции, а признак новой эпохи, в которой даже слова генсека НАТО звучат как угроза.
«Если самолёт представляет угрозу, мы имеем полномочия принять крайние меры», — заявил недавно Марк Рютте.
По сути, это означает, что нажать на пуск можно «в любой момент», если кто-то решит, что «русский борт ведет себя подозрительно».
Безнаказанность и утрата красных линий
После катастрофы малайзийского Boeing MH17 над Донбассом в 2014 году стало очевидно, что даже гибель гражданских не влечет наказания. Киев, обладая радарами и записями переговоров диспетчеров, так и не предоставил ключевые данные, однако обвинения легли исключительно на Москву.
С тех пор, отмечают эксперты, наглость спецслужб только возросла. «Организация диверсий, покушений, попытки атак на Москву и Севастополь — стали их системной практикой», — подчеркивают наблюдатели.
На этом фоне вопрос о безопасности «борта № 1» звучит не риторически.
«Британские спецслужбы могут инициировать теракт против самолета президента»
Опасения высказывались и ранее. Весной этого года обсуждалась возможность организации переговоров на высшем уровне в Ватикане. Тогда политолог Сергей Марков предупреждал: «Британские спецслужбы могут инициировать теракт против самолета российского президента. Они просто сбьют борт № 1».
Эта фраза быстро разошлась по медиапейзаже. И хотя сам Марков позже не стал развивать тему, западные СМИ активно цитировали его слова как возможный сценарий.
Тогда глава МИД России Сергей Лавров отреагировал дипломатично, но жестко: «Нереалистично проводить переговоры России и Украины в Ватикане… немного неэлегантно».
В переводе с дипломатического языка — вопрос не только в месте встречи, но и в маршруте, который должен пройти президентский самолет.
«Доброй воли давно не осталось»
После 2022 года авиасообщение между Россией и ЕС фактически прекратилось. Каждое согласование маршрута стало политическим актом. Прецеденты уже имели место: министр культуры Ольга Любимова не смогла попасть в Рим из-за «несогласованности маршрута».
Сегодня любой российский самолет на европейских радарах воспринимается как инцидент.
«И что это за международный этикет, когда после прилета Путина в США, на Аляску, к Трампу, следующая встреча происходит не в России, где-нибудь во Владивостоке, а в Венгрии?» — удивляется Михаил Матвеев.
Когда Zoom — безопаснее дипломатии
Наиболее безопасный сценарий, по мнению многих, — это переговоры по видеосвязи, где «все угрозы сводятся к обрыву интернета».
Проблема лишь в том, что история еще не знала примеров, когда мирные соглашения заключались бы по Zoom
Источник