Сергей Беляков и Эдгард Запашный вручают Гран-при фестиваля. Фото: Пресс-служба Росгосцирка
С 11 по 14 сентября Большой Санкт-Петербургский государственный цирк вновь стал ареной великолепного и яркого праздника. Здесь прошёл IV Международный фестиваль циркового искусства «Без границ», в котором участвовали свыше 170 артистов из 20 стран.
Символ открытого диалога
Фестиваль циркового искусства, который снова превратил северную столицу России в мировой центр циркового искусства, стал частью XI Санкт-Петербургского Форума объединённых культур.
«Фестиваль в очередной раз продемонстрировал миру мощь и красоту российского цирка, — отметил генеральный директор Росгосцирка Сергей Беляков. — Он объединил мастеров из четырёх континентов и подтвердил, что цирк является искусством без языковых и культурных преград».
По словам министра культуры РФ Ольги Любимовой, фестиваль вновь подтвердил позицию России как лидера в развитии мировой цирковой индустрии и стал символом открытого творческого диалога между странами, жанрами и традициями.
Сила и нежность, командная работа и артистизм, удивительная лёгкость и способность предстаивать в самых необычных образах, не утрачивая осознанности и чистоты исполнения, сделали выбор лучших среди магов манежа для международного жюри крайне сложной задачей.
На протяжении всех дней фестиваля зрительный зал, под куполом которого происходили чудеса на грани человеческих возможностей, буквально взрывался от восторга. Эмоции переполняли всех, взрослые вновь открывали в себе детское восхищение и, отключаясь от всего, с радостью погружались в волшебный мир цирка.
«Мо-лод-цы!!!» — неизменно выкрикивала публика, стирая границы возраста и социального положения. Все, без исключения, от души смеялись над выходками клоунов, пританцовывали на местах под африканские ритмы, замирали от неимоверного бесстрашия канатоходцев, акробатов и воздушных гимнастов, восхищались талантами цирковых животных.
Аттракцион «Африка» под руководством Дмитрия и Александра Дудкиных. Фото: Пресс-служба Росгосцирка
Форпост здравого смысла
Кстати, зрителям и, особенно, цирковым экспертам, стало неожиданностью появление на арене дрессированных зебр в аттракционе Александра и Дмитрия Дудкиных. Считалось, что зебры не поддаются обучению, однако российские дрессировщики смогли успешно их натренировать, и они великолепно выступают в шоу вместе с собаками, лошадьми и целым «букетом» обезьян.
Метод гуманного обращения с животными без насилия Владимира Дурова продолжает приносить плоды — любовь, забота и лакомства как поощрение творят настоящие чудеса. Работа с положительными эмоциями, а не с болью и страхом, показывает, что наши меньшие братья охотно обучаются трюкам и выступают на публике с удовольствием.
Во время круглого стола «Цирк как универсальный язык мировой культуры: новые формы партнёрства и перспективы времени» (входившего в деловую программу Международного форума объединённых культур в рамках секции «Цирк») зарубежные эксперты выразили сожаление, что в Западной Европе и некоторых странах Азии теперь невозможно работать с дикими животными, что значительно уменьшает привлекательность цирка.
«Нам остались для работы только собачки, кошечки и другие мелкие домашние животные, — отметила член жюри IV фестиваля „Без границ“, генеральный директор французского Cirque d’Hiver Bouglione Одетт Буглион. — Сегодня правила содержания диких животных таковы, что в нашей стране с ними невозможно работать, ведь во Франции госцирков не существует вовсе. А в далёкие времена нашей цирковой династии всё было совершенно иначе».
По мнению другого эксперта, артистки цирка, продюсера и художественного руководителя Schloss Thurn Show из Германии Габриэле Попов, странным представляется запрет на работу с дикими животными в цирке. — По её словам, считать жестоким обращение с дикими животными в цирке не может тот, кто регулярно, не задумываясь о том, откуда именно он взялся, без стеснения жует свой аппетитный эскалоп.
Согласен с коллегами и член жюри фестиваля, госсекретарь по культуре и министр по возрождению циркового искусства Венгрии Петер Фекете. Он уверен, что опыт дрессировщиков имеет высокую общественную значимость.
«Цирк — это не только место для развлечений, но и учитель, — считает Фекете. — Цирк отлично умеет научить детей взаимодействию с животными. По статистике, каждая третья семья в мире имеет домашних питомцев, но грамотному обращению с ними детей никто не обучает».
Выразил сожаление по поводу запретов работы с слонами, медведями и другими животными и член международного жюри, директор Вьетнамской цирковой федерации Тонг Тоан Тханг. «Пока ещё можно работать со змеями и обезьянами, — отметил он, — но уже прозвучали призывы отказаться от последних. Это невероятно печально».
В России же, к великой радости детей и подавляющего большинства родителей, на манеже по-прежнему можно увидеть самых разнообразных представителей животного мира. По словам Сергея Белякова, цирковая индустрия нашей страны, поддерживая традиции русского цирка, бережно относится к нашим меньшим братьям.
«Цирк без них невозможен, — подтвердил Беляков, — и мы принимаем на себя всю ответственность в этом вопросе, в чём может убедиться любой желающий, побывав на открытых репетициях и экскурсиях по закулисью».
Генеральный директор Большого московского государственного цирка на проспекте Вернадского, руководитель секции «Цирк» на Форуме объединённых культур Эдгард Запашный назвал нашу страну форпостом здравого смысла в обсуждаемой теме.
Композиция Du love (Парные ремни в исполнении Ву Тхань Туана и Буй Тхи Хуонг из Вьетнама). Фото: Пресс-служба Росгосцирка
Восхищение без предела
Аттракцион «Африка» под руководством Дмитрия и Александра Дудкиных, созданный в сотрудничестве Росгосцирка и продюсерского центра «Королевский цирк Гии Эрадзе», завоевал на фестивале «золото», разделив эту награду с номером Hassak казахстанских эквилибристов на переходной лестнице под руководством Адлета Тиканова и акробатами на встречных качелях под руководством Тахира Азизова из Большого московского госцирка.
Номер Hassak казахстанских эквилибристов на переходной лестнице под руководством Адлета Тиканова. Фото: Пресс-служба Росгосцирка
«Серебро» получили четыре номера: идеально нежные композиции «Фрозен» (живая трапеция в исполнении Беттины Богдан и Кристины Веллаи из Венгрии) и Du love (Парные ремни в исполнении Ву Тхань Туана и Буй Тхи Хуонг из Вьетнама), а также захватывающий совместный номер киргизских и российских канатоходцев «Сайракан» под руководством Махмудбека Суанбекова и безупречная работа с вазами китайских акробатов-жонглёров под руководством Бая Шигана.
Номер киргизских и российских канатоходцев «Сайракан» под руководством Махмудбека Суанбекова. Фото: Пресс-служба Росгосцирка
«Бронза» IV Международного фестиваля циркового искусства «Без границ» была вручена восхитившей зал акробатической четвёрке из Танзании «Рафикиз», а также номеру под названием «Сверхновая» (партерная рамка в исполнении Тейлор Стивенс и Олаво Мунис (США — Бразилия)) и смелым акробатам из Монголии на подкидных досках под руководством Эрдене Нергуи.
Гран-при фестиваля по праву достался удивительным представителям Корейской Народно-Демократической Республики — акробатам на качелях, подкидной доске и турниках под руководством Ё Чен Мина.
Соло-клоун Es Tavo Boy из Мексики буквально покорил сердца зрителей Санкт-Петербурга. Фото: Пресс-служба Росгосцирка
Жюри вынесло своё решение, но это не означает, что в сердцах зрителей и памяти легендарного цирка Чинизелли не остались шаловливые клоуны из Мексики и Италии, которые увлекли зал в икарийские игры с подкидной доской, задорные, пластичные эфиопские «Чёрные орлы», невероятно харизматичные соло-жонглёры из Аргентины и Испании, эффектные соло-эквилибристы из Бельгии и Венгрии, трогательный номер белорусских артистов «Журавли», а также наши соотечественники — искрящиеся акробаты на батуте из «Сказочной Венеции» и шоу в крапинку «Жокеи» дрессировщицы лошадей, пони и собак Татьяны Мащенко.
Все они были удостоены специальных призов и заслужили восторг почтенной публики.
Шоу в крапинку «Жокеи» дрессировщицы лошадей, пони и собак Татьяны Мащенко. Фото: Пресс-служба Росгосцирка
Куклачёвы и Карандаши
Пока корифеи радуют и восхищают нынешнюю публику своим уникальным искусством, к смене их готовится новое поколение. В третий раз в сквере у Михайловского замка в рамках взрослого праздника состоялся уличный фестиваль «Без границ детям», в котором приняли участие 375 детей.
«Отрадно, что сегодня Росгосцирк поддерживает детские фестивали, — говорит куратор проекта, директор Омского государственного цирка Виталий Доля. — Нам нужны достойные преемники великих русских мастеров. Радует, что дети из цирковых студий теперь могут не только выступать в региональных домах культуры, но и выходить на крупнейшие площадки страны. Связь поколений начинает восстанавливаться, мы стараемся преодолеть значительный разрыв в подготовке кадров».
По мнению Виталия Доли, больше половины сегодняшних цирковых студентов в скором времени станут профессионалами.
«Многие из них уже сейчас могут затмить взрослых, — уверенно говорит он. — Но главное, у детей есть стремление работать и добиваться своей цели. Пусть им не хватает жизненного опыта для клоунов, и они ещё не достигли уровня дрессировки тигров, но в их глазах горит огонь, они точно знают, чего хотят, и очень усердно трудятся. Возможно, уже появился новый Куклачёв, а новый Карандаш потихоньку, пусть даже в своих мечтах, репетирует номера со своей Кляксой».
Значимо, что Росгосцирк также не забывает о поддержке памяти поколений. Об этом свидетельствует акция «Портрет циркового героя», в ходе которой дети узнавали имена известных отечественных цирковых артистов и рисовали их портреты для выставок.
Фестиваль «Без границ» сопровождал «Королевский балет» Продюсерского центра Гии Эрадзе. Фото: Пресс-служба Росгосцирка
«Культура — последний оплот адекватности, — высказал своё мнение на пресс-конференции перед началом фестиваля Эдгард Запашный. — Если мы теряем культурные связи, значит, дальнейшее развитие невозможно. К счастью, этого не происходит — мы продолжаем работать, обмениваться опытом с коллегами, давать друг другу советы и критические замечания, а также обязательно поддерживать друг друга».
И это касается будущего наших детей, несомненно.
Кстати
В цирке на Фонтанке в рамках XI Санкт-Петербургского Международного форума объединённых культур было подписано четырёхстороннее соглашение о сотрудничестве между Московским государственным институтом культуры, Росгосцирком, Венгерской государственной некоммерческой организацией «Национальный центр циркового искусства» и Будапештским колледжем циркового искусства и современного танца.
«Будапешт — ворота Европы, и мы, несмотря ни на что, очень рады и горды приветствовать Россию и её специалистов, даже если кто-то из европейцев высказывает скепсис по этому поводу, — отметил в эксклюзивном комментарии „АиФ“ Петер Фекете. — Считаю, что это взаимодействие является важной частью жизни и рад, что подписанное соглашение позволит российским студентам и специалистам приезжать в Будапешт, и наоборот. Так молодое поколение наших стран сможет учиться у лучших представителей циркового искусства, тем более что российский цирк имеет давнюю и богатую историю. Я считаю Россию одной из ведущих стран в этом искусстве».