Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
При раскопках Помпей археологи обнаружили, что в городе с населением 20 тысяч человек функционировало 150 заведений, предлагающих готовую еду. Древние жители практически не готовили пищу в домашних условиях. Эта тенденция, существовавшая два тысячелетия назад, вновь проявилась в XXI веке.
Питание для молодежи
В некоторых странах люди даже перестали готовить завтраки. Более того, некоторые отказываются от такой привычной вещи, как плита на кухне. Зачем, если все необходимое можно заказать в готовом виде?
Фото: Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
Конечно, дело не только в лени. Эти изменения продиктованы ускорением темпа городской жизни. Кроме того, согласно социологическим опросам, главными потребителями готовой еды являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Примерно 18 % опрошенных заказывают доставку каждый день. У молодежи, естественно, есть множество других интересов, помимо приготовления пищи.
Еда и рынок
Весьма заметен рост интереса к готовой еде по всей стране. По данным «INFOLine-аналитики», доля этого сегмента в розничном товарообороте продуктов питания в 2024 году составит 3,7 %, что в денежном эквиваленте соответствует рекордным 5,8 триллиона рублей. По прогнозам, к концу текущего года эта доля вырастет до 4,5 %.
Фото: Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
По исследованию холдинга «Ромир», каждый двадцатый россиянин ежедневно покупает готовую еду. 27 % респондентов делают такие покупки раз в неделю, 22 % — 2–3 раза в неделю. Почти половина (44 %) заранее планируют такие приобретения, тем самым сознательно вводя готовую еду в свой рацион.
Как и ожидалось, крупнейшие розничные сети ведут по объемам продаж. В «Ленте» в первом квартале продажи готовой еды увеличились на 13 %, в «Самокате» — на 18 %, в «Магните» — на 40 %, в «Пятёрочке» — на 53 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Фото: Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
К последнему игроку на этом рынке стоит присмотреться внимательнее. По результатам опроса уже упомянутого «Ромир», 55 % респондентов отметили, что чаще всего покупают готовую еду именно в магазинах этой сети.
Путь еды
Готовая еда может поступать к различным ритейлерам несколькими путями. Обычно она производится непосредственно в сетевых магазинах на собственных фабриках-кухнях или на заводах партнеров. В последнем случае готовые завтраки, супы и вторые блюда продаются либо под брендом производителя, либо под собственной торговой маркой (СТМ) сети — в данном случае это СТМ «Пятёрочка Кафе».
Фото: Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
Особое внимание уделяется безопасности и качеству готовой еды «Пятёрочки». За это отвечает X5, которая регулярно проводит аудиты у производителей-партнеров, контролирует поставщиков сырья и соблюдение температурного режима на всех этапах жизненного цикла готового блюда.
«Мы применяем многоступенчатый контроль качества, — объясняет Олег Суковатов, директор сети по развитию новых форматов. — Сначала проводятся проверки (аудит) на территории производителей. Затем — при приёмке в нашей испытательной лаборатории. Далее следует проверка соблюдения рецептур и требований пищевой безопасности. И, наконец, контроль готовой продукции. Мы отбираем по 3 образца от каждой партии. Первый исследуется по органолептическим показателям, второй — по физико-химическим и микробиологическим, а третий сохраняется в течение всего срока годности. В случае спорных ситуаций именно он будет использован для анализа».
Фото: Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
Ассортимент блюд СТМ в торговой сети насчитывает более 550 наименований — каждый покупатель может выбрать для себя сбалансированное питание. Употребление приготовленных с заботой салатов, первых, вторых блюд, десертов и перекусов из магазина служит отличной альтернативой обеду в кафе или ресторане.
Кстати, всё больше ритейлеров выделяют часть торгового пространства под уголки, где можно присесть, разогреть купленную еду (микроволновка имеется) и с аппетитом её съесть.
С восточным акцентом
Как правило, когда ритейлер начинает сотрудничество с новым поставщиком готовой еды, на начальном этапе тот выступает под своим брендом. Если партнерство успешно развивается, производитель получает право использовать собственную торговую марку сети. Это считается привилегией: теперь качество продуктов находится под контролем сети. Производитель готовой еды для торговых сетей и маркетплейсов «Йуми» заслужил эту привилегию.
Фото: Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
Компания была основана в Москве в 2021 году, а сейчас у неё уже 2 производственные площадки и отдельная фабрика-кухня (дарк китчен), которая предлагает готовую еду, что называется, с пылу с жару. Общая производительность составляет более 100 тысяч порций в сутки.
В ассортимент входят салаты, вторые блюда, сэндвичи, но основной акцент сделан на паназиатскую кухню. То есть это всем известные роллы, а также набирающие популярность онигири (рисовые треугольники с начинкой, завернутые в листы нори — сушёных водорослей). Есть и другая восточная экзотика, ставшая популярной в России.
Разработкой новых блюд (как по техническим заданиям партнеров, так и под собственным именем) занимается команда бренд-шефов ресторанного уровня. Соответственно, и готовая еда, производимая компанией, имеет ресторанное качество по нересторанной цене.
Например, в производстве роллов (так называемой сборкой на профессиональном языке) участвуют бригады из 4–5 человек. Один готовит рисовую «колбаску» на листе сушёных водорослей, другой добавляет соус, третий занимается начинкой и скручивает ролл на макису — гибком бамбуковом коврике. В конце производственного процесса стоит человек с острым ножом, который точно нарезает роллы на равные части.
Фото: Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
«За смену мы можем производить от 15 до 35 тысяч роллов, — говорит начальник производства Андрей Москалёв. — Пока нагрузка не очень большая, но это зависит от сезона. 1 сентября, когда студенты вернутся с каникул, начнётся настоящий бум спроса».
В соседнем цехе готовят сэндвич-роллы с куриными ломтиками, соусом на основе сыра дор блю и свежими овощами. Это блюдо является сочетанием Востока и Запада. Вместо нори используется тонкий лаваш, а начинка состоит из вполне европейских продуктов: мяса, овощей, сыра и соусов… Тем не менее, сэндвич-роллы также относятся к паназиатской кухне.
Полностью механизировать производство роллов и сэндвич-роллов, вероятно, никогда не удастся — для этого нужны искусные человеческие руки. Однако для всех остальных процессов у компании есть современное оборудование для всех этапов производства — от мойки овощей до упаковки порций в герметичные контейнеры. И всё это для того, чтобы на витрине-холодильнике в «Пятёрочке» можно было найти готовую еду на любой вкус и кошелёк.