Еженедельник «Аргументы и Факты» № 33. Доска почёта 13/08/2025 Солист рок-группы «Кино» Виктор Цой. 1988 г. / Галина Кмит / РИА Новости
35 лет назад, 15 августа 1990 года, Советский Союз потрясла новость о смерти 28-летнего Виктора Цоя. В программе «Время» диктор Игорь Кириллов озвучил: «Печальный факт пришёл из Юрмалы. В автомобильной аварии погиб один из кумиров советской молодежи, всемирно известный рок-исполнитель Виктор Цой. Трагедия произошла, когда певец возвращался на автомобиле с рыбалки».
Без компромиссов
За несколько лет до смерти Цоя другой рок-музыкант, ныне иноагент Борис Гребенщиков* исполнил «Рок-н-ролл мёртв, а мы ещё нет». Тогда это звучало как красивая метафора — русский рок только начинал выходить из подполья и собирать стадионы. Однако смерть Цоя стала своего рода завершением этой короткой и яркой эпохи: прошло всего несколько лет, и рок-музыка из значимого социального явления превратилась в нишевый музыкальный продукт.
О той эпохе и людях, окружавших легенду, aif.ru побеседовал с журналистом Евгением Додолевым, который знал музыканта лично.
Мария Март, aif.ru: Вы были первым, кто в советском издании опубликовал статью о группе «Кино» и её лидере Викторе Цое. После трагедии вы сказали, что Цой не знал компромиссов: «Он жил, как пел, и умер, как жил». А остальные известные рокеры из того же «призыва» — БГ, «Алиса», ДДТ, «Наутилус» — пошли на компромиссы, по вашему мнению?
Евгений Додолев: Мне кажется, Цой был уникальным, поэтому он с малым числом людей из той среды общался. Я встретил его в гостях у Кинчева в 1988 году, и они мне казались единомышленниками.
Борис Борисович Гребенщиков, конечно, не был с остальными на одной волне, но это не значит, что Виктор разочаровался в нём, ведь Борис согласился работать с Девидом Стюартом и западной музыкальной индустрией на их условиях. Это был важный момент в то время.
Виктор был признателен музыкантам «Аквариума» за поддержку в начале своего пути, но их пути с БГ разошлись.
Несомненно, и сам Цой был открыт к сотрудничеству с продюсерами из разных стран и сфер. Однако — и это ключевой момент — любое сотрудничество было возможно только на его условиях, а не в случае с БГ — «за деньги да». В каждом случае, именно так он это видел.
Миф о Цое. Реальная история лидера группы «Кино» уступила легенде Подробнее
Именно по этой причине Цой не приветствовал «Юру-музыканта». Мне французский промоутер Натали Минтц на презентации «Чёрного альбома» в январе 1991 года рассказала о случае, который многое объясняет (в контексте снисходительного отношения Цоя к некоторым коллегам).
Речь шла о поездке «ДДТ» в знаменитый город «Парижск». Из-за того, что музыканты прибыли во Францию в выходной день, возникла неразбериха с выплатой суточных, которые им должны были выдать в советском посольстве. Шевчук с друзьями оказался без денег в одной из самых дорогих столиц Европы. Французские приятели, из сочувствия, угощали рокеров мороженым и леденцами. Минтц предложила Юрию Юлиановичу дать интервью местной прессе о сложившейся ситуации, чтобы немного раскрутить концерты. По её словам, Шевчук испугался, настаивая, что не нужно сообщать о случае, жалуясь, что «совки на Запад больше не выпустят». В итоге, он оказался не рок-бунтарём.
Вскоре в то же Париж по приглашению тех же организаторов прилетела группа «Кино».
Цоя с коллективом прямо из «Шарля де Голля» повезли на репетицию (или на пресс-конференцию, точно не помню, в общем — работать).
«Нет, сначала в гостиницу», — заявил Цой. Натали, как типичный западный продюсер, попыталась надавить, напомнив музыкантам, кто здесь главный. На это Виктор Робертович спокойно ответил: «Без проблем, возвращаемся в аэропорт».
Твердая позиция и невозмутимость Цоя произвели сильное впечатление на французов.
При этом именно Юрий Юлианович позиционировал себя как истинного рокера.
10 цитат из песен Виктора Цоя
© www.globallookpress.com
© РИА Новости / Галина Кмит
© Commons.wikimedia.org / Tim Penn
© Commons.wikimedia.org / Игорь Владимирович Мухин
© Commons.wikimedia.org / Tim Penn
© www.globallookpress.com
© РИА Новости / Галина Кмит
© Commons.wikimedia.org / Tim Penn
© РИА Новости / Галина Кмит
10 цитат из песен Виктора Цоя
© www.globallookpress.com
© РИА Новости / Галина Кмит
© Commons.wikimedia.org / Tim Penn
© Commons.wikimedia.org / Игорь Владимирович Мухин
© Commons.wikimedia.org / Tim Penn
© www.globallookpress.com
© РИА Новости / Галина Кмит
© Commons.wikimedia.org / Tim Penn
© РИА Новости / Галина Кмит
Формула гениальности
— Цой успел выступить в советское время на гастролях в Европе. И в единственном интервью на ТВ для программы «До 16 и старше…» он сказал, что его не интересуют гастроли за границей, так как там не поймут его песни на русском, а ехать, чтобы привезти магнитофон и посмотреть на красивые машины и гостиницы, ему не интересно. И это он говорит в 1988 году, когда в СССР многого не хватало. Вы слышали что-то подобное от других русских рокеров в то время? Или, наоборот, они стремились выехать за границу?
— Он не выступал в Европе в таком формате, даже отказался выступать во Франции совместно с популярной французской группой Noir Désir («Чёрное желание»), которую провозили по городам СССР. За границей Цой выступал лишь на фестивалях и культурных мероприятиях, ездил туда как турист.
Многие так называемые рок-бунтари были частью «детей колбасы» и интересовались в основном материальным аспектом. Почему так? Да потому что сакраментальная «Америка, где я не буду никогда» Славы Бутусова в полной мере отражает взгляды поколения на виртуальный Запад с его блестящими голливудскими фильмами и дерзким рок-н-роллом, с дефицитными вещами: тёмно-синие джинсы были предметом гордости и вожделения, а в привезённую из заграничной командировки бутылку Coca-Cola после употребления (я сам это видел) наливали коричневую бурду из цикория и как папуасы гордо выставляли эту «красоту» на полку в серванте.
Советская система научила наше поколение «любить запретные плоды».
— Девиз «Цой жив» до сих пор актуален, несмотря на критиков его творчества. С одной стороны, его фанаты утверждают, что их маленькие дети, которым четыре-пять лет, знают наизусть песни Цоя, а критики «Кино», которых у группы всегда хватало, им едко отвечают: мол, значит, детсадовские стихи писал Цой. Что бы вы ответили критикам?
— Здесь, как и в впечатляющей живописи Цоя — нельзя путать простоту и ясность с примитивизмом. Это ошибка дилетантов.
«Быть мыслью со „штучными“, а в речах с большинством» — вот формула гениальности.
Помимо стихов, музыки и картин, Цой создал образ. И этот образ был настоящим. Поэтому Виктора можно рассматривать как поэта, музыканта или художника, но для будущих поколений он станет именно образом, оказывающим влияние на людей всем тем, что он успел создать.
Деньги на «Кино». Сколько зарабатывают на наследии Виктора Цоя? Подробнее
«Коллеги по цеху не понимали секрет успеха „Кино“
— Бросалось вам, как очевидцу, в глаза, что коллеги по сцене завидовали популярности «Кино», которой не м
Источник