Россия испытывает «немонетарную инфляцию».
В стране наблюдается резкий рост цен на товары и услуги, слабо связанные с кредитованием и основной процентной ставкой Центробанка.
Увеличиваются расходы на обязательные платежи: продукты питания, коммунальные услуги, транспорт и бензин. В связи с этим возникает главный вопрос — насколько оправдано сохранение высокой ключевой ставки, которая сдерживает кредитование и экономическую активность, но почти не затрагивает эти статьи расходов.
Согласно данным Росстата, годовая инфляция в сентябре составила около 8%, в то время как цены на продукты увеличились значительно больше — на 9,5%, а без учёта сезонных овощей и фруктов — примерно на 10,5%.
Некоторые категории товаров подорожали особенно сильно: рыба — почти на 19%, молочные продукты — более 13%, хлеб — почти на 13%, подсолнечное масло — на 11%, мясо и птица — почти на 10%.
В сфере услуг ситуация аналогична — общий рост составил 11%, среди лидеров — ЖКХ, где тарифы возросли более чем на 13%, а также культура — плюс 15,5%, почтовая связь — 13%, медицина — 12%, транспорт — около 12%, образование — 11%.
Среди непродовольственных товаров цены на бензин растут быстрее всего — почти на 13%, а также на лекарства — более 9%.
По результатам опроса ФОМ, проведённого в начале октября, 41% россиян отметили, что бензин за месяц «значительно подорожал» — это максимум за текущий год. Такое же количество респондентов заметило рост цен на мясо и птицу, 36% — на рыбу, треть — на молочные продукты, лекарства и услуги ЖКХ, 27% — на хлеб, овощи и фрукты.
Также увеличивается беспокойство по поводу цен на яйца: 21% опрошенных сообщили об их удорожании, тогда как в сентябре так считали лишь 15–17%.
Таким образом, инфляция формируется в первую очередь за счёт товаров и услуг первой необходимости — тех, что население оплачивает не с помощью кредитов, а наличными. В отличие от бытовой техники, одежды или отдыха, которые приобретаются по остаточному принципу, продукты, ЖКХ и транспорт оплачиваются в первую очередь.
В этих условиях экономисты всё чаще ставят под сомнение эффективность борьбы с инфляцией через ключевую ставку.
Депутат Оксана Дмитриева указывает, что «импульсы экономического роста, возникшие благодаря импортозамещению и поддержке ВПК, теперь оказались искусственно подавлены жёсткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой». По её словам, «значительных результатов в борьбе с инфляцией не достигнуто».
Тем не менее эксперты напоминают, что выбор у Центробанка ограничен. Аналитик «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер отметил, что «в мире не придумали ничего более эффективного, чем бороться с инфляцией путём повышения процентных ставок». Он привёл пример Турции, где отказ от строгой монетарной политики привёл к «взрывному росту цен».
Начальник отдела компании «Велес Капитал» Юрий Кравченко подчеркнул, что высокая ставка «способствует стабильному притоку вкладов населения, что ограничивает проинфляционные риски».
«Жёсткая денежно-кредитная политика оказывает влияние на инфляцию с временным лагом в несколько кварталов. Быстрее это отражается на ценах непродовольственных товаров, приобретаемых в кредит», — пояснила руководитель отдела аналитики «Финам» Ольга Беленькая.
По мнению аналитика «Цифра брокер» Егора Зиновьева, «пик инфляции уже пройден». Он отметил, что Центробанк работает «в условиях значительного дисбаланса на рынке труда» и вынужден учитывать факторы, которые не поддаются контролю — «сезонные колебания и шоки на топливном рынке».
Беленькая добавила: «Было бы лучше, если бы регулируемые тарифы индексировались не двузначными темпами, если бы дефицит топлива не возникал и рынок труда не испытывал такого напряжения».
Всё это, по её словам, — «немонетарные, но исключительно проинфляционные факторы».
В итоге инфляцию в России разгоняют не кредиты, а базовые расходы — еда, ЖКХ, бензин. Ключевая ставка остаётся основным инструментом ЦБ, но, как признают даже сторонники жёсткой политики, её влияние на цены становится всё более косвенным
Источник