Минцифры против массовых отключений: как в России планируют решить проблему с интернетом
С середины мая жители России всё чаще сталкиваются с перебоями в интернете. Связь пропадает почти ежедневно — и не только в центральных районах, но и по всей стране. По оценкам, сбои затрагивают до 40 субъектов Федерации.
15 июля 2025 года стало известно, что Министерство цифрового развития и представители телеком-компаний обсуждают, как упорядочить процесс отключения интернета и уменьшить количество необоснованных ограничений. В настоящее время этой проблемой занимаются многие — местные власти, МЧС и даже коммерческие структуры. В итоге ситуация может перерасти в настоящий хаос.
Тем временем страна установила новый рекорд: за первые 11 дней июля интернет отключали 744 раза. Для сравнения — за весь июнь таких случаев было 654.
Что происходит
Власти объясняют перебои мерами, направленными на обеспечение безопасности на фоне увеличения числа атак с использованием беспилотников. По данным Минобороны, с начала июля было перехвачено или уничтожено около 1,5 тысячи украинских БПЛА самолетного типа. В этих обстоятельствах временное ограничение доступа к интернету, по мнению властей, должно минимизировать риски.
Тем не менее отключения сказываются на повседневной жизни россиян: замедляются загрузки сайтов, возникают сбои в работе мессенджеров и онлайн-сервисов, появляются трудности с заказом такси и доставкой. В некоторых городах временно закрывались пункты выдачи маркетплейсов.
Кто и как отключает интернет
По информации «Известий», представители Минцифры и телеком-компаний начали обсуждать возможность создания централизованного протокола отключения интернета. В настоящее время решение об ограничении связи часто принимают местные чиновники, региональные МЧС или другие организации — при этом такие указания нередко исходят от лиц, не обладающих соответствующими полномочиями.
Согласно данным, близким к одному из сотовых операторов, специалисты компаний перегружены множеством запросов на отключение, поступающих от региональных администраций. Эти заявки отправляются в Москву, где проверяются на предмет законности, оцениваются риски и разрабатываются планы.
В результате не всегда удаётся быстро отключить связь там, где это на самом деле необходимо, и, напротив, нередко она отключается без весомых причин.
Есть и обратные примеры: представители предприятий просят не отключать интернет на территории производств, так как оборудование зависит от LTE-соединения.
Нужен единый центр управления
Чтобы устранить хаос, власти и телеком-отрасль обсуждают создание уполномоченного федерального органа, который станет единственной точкой приёма и обработки заявок на отключение мобильной связи. Такой подход исключит влияние некомпетентных или неуполномоченных региональных структур и сократит число ненужных отключений.
По словам источника «Известий», обсуждается также возможность запуска цифровой системы, через которую операторы будут получать точную информацию о местах и сроках отключения/включения сетей.
Главa Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина уже высказала своё мнение по поводу ситуации в своих соцсетях, отметив, что регулирование процедуры отключения поможет снизить количество ненужных ограничений и уменьшит напряжённость среди пользователей.
При этом официального заявления от правительства о создании централизованного органа пока не поступало
Источник: topnews.ru