
С 1 декабря в России вступила в силу обновленная система расчета утилизационного сбора.
Как следствие, в стране значительно изменилась стоимость растаможивания транспортных средств.
Новый порядок привел к многократному увеличению ставок. Теперь для некоторых моделей сумма утиля сопоставима с ценой автомобиля или даже превышает её.
Согласно постановлению, подписанному премьер-министром Михаилом Мишустиным и опубликованному на портале правовых актов, льготные условия для автомобилей с более мощными двигателями фактически отменены.
Послабление остается только для машин мощностью до 160 лошадиных сил. Для остальных применяется базовая ставка в 20 тысяч рублей с коэффициентами, которые увеличивают итоговую сумму до миллионов.
Утильсбор обязателен для всех типов транспорта — от легковых и грузовых автомобилей до тракторов, спецтехники и мотоциклов.
Инициатором изменений стал Минпромторг. Чиновники отметили, что часть иностранных моделей с небольшим объемом двигателя имела высокую мощность, но попадали в льготную категорию. Это снижало поступления в бюджет и создавало неравные условия для автомобилей одного класса.
Документ был подготовлен по запросу ассоциации «Объединение автопроизводителей России». Его поддержали в руководстве «КамАЗа», ГАЗа и «Соллерса».
В результате пересчёта утилизационный сбор на Toyota Camry 3.5 превысил 2,9 млн рублей, на BMW M5 — около четырех миллионов.
Kia K5 подорожала на 795 тысяч рублей, а китайский Lixiang L9 — примерно на два миллиона.
Ожидается, что к 2026 году ставки увеличатся ещё на четверть, а затем будут ежегодно расти на 10–20%.
Согласно прогнозам, к концу десятилетия сумма сбора для мощных машин может превышать 10 млн рублей.
Эксперты предполагают, что изменения наиболее ощутимо затронут массовые зарубежные бренды, включая BMW, Mercedes и Toyota.
Глава ГК «Автодом» Андрей Ольховский отметил, что серьезно пострадают и китайские марки премиум-сегмента — Lixiang, Aito, WEY, Exlantix, Zeekr.
По словам Никиты Шелехова, сильнее всего удар придется по европейским и японским автопроизводителям.
Министр промышленности и торговли Антон Алиханов в комментарии заявил, что значительного скачка у официальных дилеров не произошло благодаря запасам на складах.
«Согласно динамике цен у официальных дилеров, после этих двух шагов индексации, прошедших в октябре прошлого года и в январе этого года, мы не заметили драматичного роста цен, которые прогнозировали отраслевые эксперты», — сказал он.
Тем не менее, глава одной из автомобильных компаний Андрей Терлюкевич считает, что оживление продаж стоит ожидать не раньше весны 2026 года. В оставшееся время 2025-го и начале 2026-го года ситуация останется сложной.
Представитель японской экспортной компании Никита Колесников предупреждает, что автопарк страны будет стремительно стареть.
Он отметил, что из-за повышения утильсбора фактически становятся недоступными относительно свежие подержанные автомобили из-за границы. В результате покупателям придется обращаться к внутренним предложениям, состоящим из более возрастных иномарок. Хотя и их стоимость при этом возрастет.
По мнению экспертов, заградительный утильсбор приведет к потерям 300 млрд рублей ежегодно из федерального бюджета.
Источник





